Котел, работающий на жидком топливе. Принцип работы, устройство

Классификация огромного количества современных котлов проводится главным образом по типу используемого горючего, поскольку для частных домов этот параметр остается крайне важным. Жидкотопливные агрегаты используют в настоящее время реже, чем газовые и твердотопливные котлы. Одна из причин – газ как топливо намного удобнее и часто экономичнее, а котел на газе работает самостоятельно и после его подключения вмешательство в его работу требуется минимальное. Но поскольку магистральный газопровод имеется далеко не во всех населенных пунктах, то альтернатива жидкотопливного котла до сих пор актуальна.

Обслуживание котла, работающего на жидких видах топлива, несколько проще и удобнее, чем в случае твердотопливной модели. Современные конструкции и высококачественные материалы обеспечивают безопасность эксплуатации на должном уровне, а высокоточный автоматический контроль не позволит продуктам горения попадать в котельное помещение.

О принципе работы жидкотопливного котла

Топливо для котлов данных конструкций – дизельное или отработка (отработанные масла являются отходами производства, и их стоимость невелика. Технологические операции с отработанными трансмиссионными, компрессорными, моторными и любыми другими смазочными жидкостями невозможны, но котлы отлично работают на многих маслах, исчерпавших основной ресурс). Мазут в качестве топлива для котельного агрегата возможен. Тепловые электростанции могут функционировать на мазуте, но для бытовых котлов этот вид топлива не применяется. Отработки не везде можно купить, но дизтопливо – продукт, который достать несложно, поэтому в индивидуальных домах, как правило, ставят агрегат, работающий на дизтопливе. Запас дизельного топлива хранят в полной недосягаемости от открытого пламени, в герметично закрытых специальных емкостях-канистрах. Жидкое горючее имеет способность испаряться, и насыщать воздух в и в котельной, и в остальных помещениях, и допускать этого нельзя.

Но хранение большого запаса горючего для котла, особенно в небольших населенных пунктах, удаленных от больших городов – осознанная необходимость. Частые закупки и перевозки топлива малыми партиями будут слишком большой нагрузкой для любого бюджета.

Сколько будет котел потреблять горючего – этот параметр определяется номинальной мощностью конкретного агрегата и габаритами обогреваемого дома. Средний расход дизтоплива за годовой отопительный период у жидкотопливных котлов примерно шесть литров за сутки. По сравнению с экономичными газовыми установками явный финансовый проигрыш, и идут на подключение жидкотопливного котла обычно по причине отсутствия «газовой» альтернативы. Но экономия путем замены топливных жидкостей на не предназначенные для котлов недопустима, поскольку может вызвать неисправности оборудования, устранения которых окажутся сопоставимы с заменой агрегата.

Как устроена горелка

  • Основной элемент современного жидкотопливного котла – горелка. От того, как работает горелка, прямо зависит и КПД котла, и другие эксплуатационные параметры.
  • Ни зажигалок, ни спичек современным котлам не требуется, поскольку у них имеется электронный узел, а искру для воспламенения топлива вырабатывают трансформаторы розжига.
  • Котлы оснащены автоматической системой управления. Микросхемы блока управления горелки управляют процессами горения посредством электронных сигналов. Если возникает нештатная ситуация, то расположенный в блоке управления аварийный датчик отключит подачу топлива. Разъемы для сетевых подключений находятся также на блоке управления.
  • Горючее сжигается в камере сгорания, куда попадает в виде воздушно-топливной смеси, здесь же соответственно вырабатывается тепловая энергия. Регулируется подача горючего в топливный отсек посредством электромагнитного клапана – подача топлива увеличивается или уменьшается по потребности.
  • Воздух подается в камеру сгорания после фильтрации. Твердые частицы отсеиваются специальным фильтром, подача воздуха осуществляется воздушным регулятором.
  • Топливная жидкость попадает в камеру сжигания после предварительного прогрева в подогревающем устройстве. Воспламенение прогретой топливной смеси происходит мгновенно.
  • Необходимое горючее залито в специальный бак с подающим патрубком. Подачу горючей жидкости из бака в прогреватель регулирует автоматика, контроль человека требуется для поддержания минимального уровня горючего, залитого в бак.
  • Теплообменник, в котором нагревается теплоноситель-вода для последующей циркуляции в отопительной системе, подсоединен к жаровой трубе, по которой и осуществляется доставка произведенной тепловой энергии к теплообменному контуру.

Недостатками жидкотопливных котлов считаются необходимость постоянно отслеживать уровень топливной жидкости в баках, но главным минусом является недостаточная экономичность. Цены на дизельное топливо постоянно растут, а расход его для котла немалый. Но при отсутствии централизованной подачи газа вариант жидкотопливного котла считается приемлемым.

Другие варианты отопления без газа – твердотопливные котлы, электрические котлы, газовые котлы, работающие от газовых баллонов, а также несколько более сложная система отопления тепловым насосом.

Плюсы современных твердотопливных котлов – универсальность по используемому топливу (брикеты, дрова, антрацит и бурый уголь, пеллеты и гранулы), а также автоматизированная подача топлива – в некоторых современных моделях котлов. Простота, доступное и недорогое топливо также плюс. Но недостатки не менее серьезны – твердотопливные котлы нужно постоянно чистить, а помещение для хранения дров, угля и другого топлива в тепле и при отсутствии влажности требует служебного помещения немалой площади.

Электрические котлы удобные и простые в эксплуатации, но экономический фактор, связанный с немалым энергопотреблением все дорожающей электроэнергии, обычно приводит к отказу от электрических котлов в пользу газовых при наличии газовых магистралей в зоне доступа. По стоимости обогрева электрокотлы обходятся дороже не только газовых, но также и твердотопливных и жидкотопливных. Что касается газовых баллонов, то их нужно хранить с соблюдением всех требований, а также закупать и перевозить, и всегда иметь запас.

Для устройства отопительных систем посредством тепловых насосов требуются немалые финансовые вложения на оборудование и монтаж. Такие системы считаются самыми современными, и кроме экологичности, имеют массу достоинств. Вопрос обычно - именно в цене. Один из вариантов котлов – комбинированные, или работающие на альтернативном топливе, также являются вариантом для дома, к которому не подведен газ.

Виды котлов на дизельном топливе

Дизельные котлы могут быть как одноконтурными – с одним теплообменником и задачей только обогревать помещения, так и двухконтурными. При варианте одноконтурного котла получают горячую воду для бытовых нужд другим способом, например, путем включения в отопительный контур бойлерной установки.

Соответственно двухконтурный котел имеет и второй теплообменник, для обеспечения дома горячей водой. Материал теплообменников – сталь или чугун, и материалы обуславливают плюсы и минусы данных устройств. Один из главных плюсов чугунного теплообменника – значительно более долгий срок службы по сравнению со стальным.

По исполнению дизельный котел может быть настенный и напольный, а горелка котла может быть как встроенная, так и навесная. Современный дизельный котел оснащен автоматикой управления и контроля. Моделей дизельных котлов сегодня очень много, и для правильного подбора не помешает консультация специалистов. Определиться с требуемой мощностью дизельного котла возможно и самостоятельно. Исходными данными будут:

  1. Площадь и объем всех помещений
  2. Пирог, толщина и теплотехнические характеристики ограждающих конструкций. Многое зависит от качественного утепления дома и грамотно организованной вентиляции, при необходимости с рекуперацией тепла

Примерный предварительный обсчет требуемой мощности котла для дома с потолками до трех метров: на площадь в 10м2 требуется для обогрева мощность в 1кВт, а для обогрева и приготовления горячей воды соответственно мощность в 1,2кВт. Но точный расчет сложнее и выполняется специалистами. КПД жидкотопливных котлов может быть достаточно высоким – 85%, а сколько будет уходить топлива – зависит не только от модели и мощности котла, а в большой степени от климатического района и качества утепления здания. Колебания расхода топлива 0,5 – 1,0 л/час.

Об установке дизельных котлов

Выбор жидкотопливных котлов сегодня огромный, и приобретение и установка проблем не составят. Специальное разрешение на установку котла не требуется, но требования по пожарной безопасности и безопасной эксплуатации котлов обязательны для всех.

Для котла оптимальным будет выделить отдельное специальное помещение, и лучше, если котельная будет не в доме, а в пристрое. Минимальный размер котельной 4 м2, минимальная высота 2,2 м.

Требования к условиям эксплуатации котла и помещениям для них содержатся в техническом паспорте производителя. Несоблюдение требований исключает гарантийное обслуживание. Общие требования для всех дизельных котлов:

  • одновременное хранение запаса дизтоплива больше 800 литров не рекомендуется
  • по количеству дверей, окон и организации вентиляции
  • по диаметрам и конструкции дымоходов
  • подключение к электропитанию на общем щитке должно осуществляться посредством отдельного автоматического выключателя, оптимально подключать котел через ИБП

О хранении топлива

Основные запасы дизтоплива, как правило, держат неподалеку от здания. Баки расположены вертикально, материал баков – возможен металл, пластик или стекловолокнистые материалы. Размещают баки как на поверхности земли, так и заглубляя в грунт. Единая обвязка баков дает преимущество в удобстве перемещения горючего. Заглубление в грунт упрощает вопросы теплоизоляции для зимнего хранения. Емкость для дизтоплива, которая находится в котельной, не должна иметь объем больше 800 литров. Необходима перекачивающая система для подачи дизтоплива с улицы в котельную, снабженная фильтрами для задерживания твердых частиц. Монтировать такую систему без расчета нерационально.

Теплоизоляция емкостей и топливопроводов при их наличии обязательна, поскольку зимой дизтопливо может перейти в желеобразное состояние, с которым не под силу будет справиться топливному насосу. В зависимости от климата и зимних температур выбирают способ теплозащиты баков и топливопроводов, а при очень низких зимних температурах поддерживают жидкое состояние топлива с помощью системы обогрева. Конечно, вопросы установки подающего оборудования и компоновки хранилища, так же, как и вопросы системы газоудаления, необходимо решать в комплексе. Если загородный дом будет обогреваться дизельной установкой, то для обеспечения ее бесперебойной работы и удобной эксплуатации нужны определенные финансовые вложения.

Плюсы и минусы дизельного котла

  • Простой монтаж и сравнительно небольшие затраты на установку котла
  • Доступность дизельного топлива
  • Несложная конструкция дымохода. Возможен коаксильный дымоход с выходным отверстием в стене котельной
  • Разрешений на монтаж и эксплуатацию жидкотопливных котлов не требуется
  • Автоматизированные современные модели проще в обслуживании: подача топлива и воздуха регулируется, температурные режимы можно задавать, определяя температуру теплоносителя

Минусы:

  • Возможен шум при работе горелок, а также запахи и от дизельного топлива, и при его сгорании. Качество дизтоплива имеет значение: примеси дают запахи и возможно снижение КПД
  • Цена дизтоплива недешева, и наблюдается постоянный рост цен
  • Автоматика котла предполагает наличие бесперебойного электроснабжения
Инженерные системы и сети|05 ноября 2017 в 18:56|
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь