Бетонный пол в гараже одно из самых популярных решений. Для гаражного пола существуют особые требования, очень сильно отличающиеся от требований к полам офисов, жилых комнат и даже производственный помещений. В каких случаях заливка в гараже бетонного пола нерациональна? Таких факторов немного – это большой уклон и высокий уровень грунтовых вод, а также периодические паводки и подтопления участка. Во всех других случаях бетонный пол в гараже – выгодный вариант.
Плюсы бетонного пола в гараже
Основные плюсы бетонного гаражного пола:
- пожарная безопасность и температурная стойкость
- химическая стойкость, не боится масел, бензина, кислот, щелочей, растворителей и другой автохимии
- прочность механическая, ударная и абразивная
- износостойкость, что важно при интенсивной эксплуатации
- водостойкость, конденсат и утечки жидкости из автомобилей не повредят
Порядок работ по устройству бетонного пола в гараже
- Основанием гаражному полу служит грунт, и он должен был утрамбован. Затем устраивается песчаная или гравийная подушка высотой не меньше 150 мм. Толщина подушки принимается по виду грунтов основания, их промерзанию и уровню грунтовых вод. Чем плотнее грунт, тем меньший слой подсыпки потребуется. Подушка отсыпается слоями по 100 мм, с уплотнением каждого слоя. Песок уплотняется во влажном состоянии (не проливка водой, а только аккуратно увлажнить).
- Затем нужно сделать гидроизоляцию. Используется любой рулонный гидроизоляционный материал или полимерная мембрана, бюджетный вариант – полиэтиленовая пленка в два слоя, толстая, не менее 200 мкм. Гидроизоляционный слой должен заходить на стены не менее, чем на 150 мм. Этот слой необходим по технологии, чтобы вода из уложенного бетона не уходила в грунт, но главное – чтобы сделать отсечку от капиллярного подсоса влаги из грунта.
- Если гараж отапливаемый, то следующий этап – устройство теплоизоляции. Пенополистирол будет оптимальным вариантом по цене и качеству, толщина слоя достаточна 100 мм. По утеплителю нужно будет положить слой полиэтиленовой пленки для раздела с заливаемым бетоном, чтобы он не попадал между стыками плитного утеплителя. Затем укладывают арматурную сетку.
- По армированию: в гараже, как правило, нет тяжелой техники и повышенных нагрузок. Рационально будет уложить дорожную сетку из проволоки Вр-1 диаметром 5 мм и ячейкой 100*100 – 200*200 мм. В случае, если нагрузки более высокие, лучший вариант вязаная сетка из арматуры А-3(А-400) диаметром 10 мм. Добавка в бетон фибры при замесе повысит трещиностойкость и ударную стойкость покрытия.
- Важный момент – уклон пола гаража. Минимально уклон должен быть 2%, или 2 см на один метр, направление стока к водосточной решетке (приямку) либо к воротам гаража.
Деформационные швы в стяжке пола
Для гаража, имеющего площадь пола не более 45 м2, усадочные швы можно не делать, их нарезают на больших участках производственных помещений, картами 6*6 м2 и заполняют герметиком. Стяжка схватывается не равномерно по всей толщине, а сверху вниз, края стремятся «завернуться» и появляются внутренние усилия, способные привести к трещинам. Если площадь гаража больше, чем 50 м2, усадочные швы делать необходимо. Их устраивают закладкой реек или нарезкой после схватывания бетона. Затвердевший бетон нарезается на всю толщину стяжки и заполняется изоляционным материалом, а сверху – герметиком. Карты нужно приближать к квадрату, длина карты не должна превышать ширину более, чем в 1,5 раза. Усадочные швы нужно делать прямыми.
Изоляционные швы по контуру примыкания стяжки к стенам, и, если есть – колоннам гаража, обязательны. Понятно, что бетон не относится к пластичным материалам, он хрупкий, и при твердении может растрескаться под действием внутренних напряжений. Кроме того, стяжке пола нужно обеспечить изоляцию от всех других конструкций гаража – стен, колонн или труб. Жесткого сцепления с этими конструкциями допускать нельзя, иначе в процессе усадки при твердении стяжка может треснуть. Шов позволит стяжке работать отдельно и двигаться и по вертикали, и по горизонтали относительно стен, что важно также при возможных сезонных подвижках грунта при морозном пучении. По контуру стен и колонн перед заливкой бетона прокладывают специальные пенополистирольные ленты толщиной 1,3-1,5 см, можно использовать полосы, нарезанные из толстого линолеума.
Для устройства полов часто применяют специальные сухие смеси типа пескобетона, они имеют в составе пластификатор и фиброволокно. Если бетон замешивается на участке, то нужно рассчитать работу так, чтобы залить стяжку в один прием, без перерывов и ненужных конструкционных швов. При использовании портландцемента М400 берут стандартный рецепт смеси 1:3 (Ц:П). Количество воды зависит от влажности заполнителя – песка. Пескобетон должен получаться удобоукладываемый и пластичный, но не течь, лишняя вода в замесе приведет к трещинам и снижению прочности бетона. Фибра добавляется по технической характеристике, в основном для стяжки берут полипропиленовую.
Бетонные работы требуют плюсовой температуры. Температура основания должна быть не менее 10⁰С, воздуха – не менее 5⁰С. Разметку делают с помощью отрезков арматуры, забивая их в грунт. На этих столбиках отмечают запланированную высоту стяжки, затем выставляют маяки с помощью строительного уровня. Толщина стяжки принимается в зависимости от площади гаража, нагрузок и грунтов основания и может быть примерно от 30 до 80 мм. Заливку бетона нужно делать в темпе, за один раз, монолитность стяжки – основное условие ее прочности и долговечности.
Готовую смесь выливают на основание и распределяют по поверхности, по маякам.
После укладки за бетоном стяжки нужно ухаживать. Не допускать пересыхания, не ходить по свежеуложенному бетону. Увлажнять нужно по погоде, ориентируясь на температуру и влажность воздуха, но не допускать высыхания поверхности стяжки. Для достижения прочности 70% от марочной, когда по бетону можно ходить и ездить, нужно 7 суток.
Покрытия для бетонного пола в гараже
Бетонная стяжка, выполненная из качественного раствора и с соблюдением технологии, будет самостоятельным покрытием и в топпинге не нуждается. Недостатком бетонного пола можно считать пылеобразование, и то, что бетон впитывает пролитую на него автохимию. Для упрочнения поверхности стяжки можно покрыть бетон плиткой, также существуют специальные краски для бетона, составы на основе полиуретана и эпоксидных смол, все зависит от предпочтений хозяина гаража.
Современные наливные смеси для пола способны не только «облагородить» гаражный пол, но и нивелировать все его недостатки – пыль и несмываемые пятна от масел и растворителей. Составы для наливного пола двухкомпонентные, смешиваются перед нанесением и наносятся быстро. В результате – покрытие приобретает морозостойкость, абсолютную гладкость и красоту. Состав можно подобрать по цвету, некоторые владельцы делают наливной пол с рисунком.
Как альтернатива финишному покрытию может быть применена плитка. Обычный кафель лучше не использовать, в гараже он долго не протянет, даже уложенный на прочную и ровную стяжку. Но керамогранитная или клинкерная плитка с нескользкой поверхностью прослужит десятки лет, не теряя свойств.
Еще один практичный вариант финишного покрытия – плиты ПВХ. Выпускаются эти плиты из химстойкого поливинилхлорида, по форме они представляют собой отдельные модули, соединяемые на замках. Клей и раствор не требуется, эти плиты можно легко монтировать, демонтировать и переносить. Они поглощают шумы и вибрации, устойчивы к любым механическим воздействиям, нескользкие, не боятся воды и мороза, химически инертные и негорючие. Внешний вид – вполне подходит для гаражного пола.