Дизайн керамической плитки удивляет разнообразием не только стилей и характеров, но и техническим диапазоном: популярные крупноформатные плиты с обрезным краем (ректифицированные), мозаичные подборы террацо, удивительные лаппатированные плитки и многие другие дизайны керамических плиток сегодня заставляют задуматься над выбором. Ведь одна и та же плиточная коллекция смотрится очень по-разному в интерьерах различных стилей. Один из самых интересных дизайнов плитки, имеющий старинные корни – это плитки Котто.
Плитка Котто
Плитка Котто имеет древнюю историю. Соtto – так называют неглазурованные плитки кирпичных оттенков и очень большой толщины, до 30 мм. Изготавливают плитки Котто по методу экструзии, материалы – особые пластичные глины. Рождение керамики Котто относят к 17-му веку (Флоренция). В состав плиток добавляли вулканический пепел, придающих плитам особый тон; традиционные цвета Котто – терракота и охра, коричневые, красно-желтые во всех оттенках, а поверхность – слегка неровная, что исключительно эффектно в интерьерах под старину, но не так уж приятно в плане ухода, мытья и чистки этих чудесных плит. Обычно для напольных покрытий в стиле старинного Котто нужны специальные мастики.
Старинные методы производства Котто допускали значительные вариации размеров плиток, что для укладки означает эффектный, но не всегда приемлемый антикварный вид. Температуры обжига традиционно низкие (для керамики), всего до тысячи градусов, что дает поры в массиве плиты и впоследствии качества водопоглощения до 20%. Такая плита для ванной комнаты и кухни не подходит, да и в сухом проветриваемом помещении, на веранде и в патио – будет терять внешнюю красоту год за годом в результате загрязнения. Уход за такими плитками сложный, а для повышения качеств долговечности нужна дополнительная обработка.
Старинные технологии Котто уходят в прошлое, поскольку не могут больше соответствовать требованиям современности, но эстетика и особый старинный, тонкий шарм Котто остается в новых коллекциях – хотя по части технологии ничего общего не имеет с Котто и по сути представляет собой грес (сокращенно от керамогранит), зато вся красота Котто способна остаться в доме на долгие десятки лет.
Дисперсная пемза заменила вулканический пепел, а красящий пигмент не боится высоких температур, поэтому облик плит Котто остается древним – оттенки от соломенно-желтых до ярких коричневых, почти черных. Современные плиты Котто отлично подходят и для стены ванной комнаты, и для пола, а также для кухонь, лоджий, веранд и садового ландшафтного дизайна.
Гостиная с полом из плиток Котто удивительна – в обличье итальянской старины видится и солнце, и морской ветер, и виноградники; все возможные ассоциации с историей и культурой средиземноморских стран. Применяют плиты Котто и для рустикальных интерьеров, для кантри и провансальских оформлений.
Сатиновая плитка
Сатиновыми, или атласными часто называют глянцевые плитки. Но существуют еще и совсем другие сатиновые плиты, правильнее сказать – сатинированные, или сатинато (satinato). Термины керамических фабрик Италии удивительно романтичны и часто содержат отсылки к географии, истории и старинным технологиям производства керамики. Часто обычному любителю керамики бывает трудно различить обработку плит – относится ли эта полуполированная поверхность к satinato или лючидато (lucidato), или лаппато ин креста. Плиткам с сатинированной поверхностью присущ средний блеск, а шлифовка рождает ассоциации с натуральным камнем.
Каждая плитка сатинато проходит ряд последовательный операций шлифовки и полировки, а самый последний глянец получает в завершении процесса. Интересные особенности сатиновых плиток – это реальная тактильная иллюзия прикосновения к природному шлифованному камню, покрытому воском. Эстетика сатиновых облицовок удивительна – при отличной гладкости плит завораживает эффект чередования глянца и матовости, естественный декор играющей под солнечными бликами каменной поверхности.
Плитка Беверелло
Коллекции плиток, названные в честь главного неапольского порта – Беверелло, узнаются сразу и забыть их трудно. Удивительный старинный шарм и роскошь естественных оттенков плит дарит не только обаяние истории, но и отличные практические качества покрытий. Оттенки – более нейтральные, природные и спокойные, но при этом очень запоминающиеся и самобытные.
Лаппатированная плитка
Лаппатированный керамогранит можно назвать полуполированным, получаемым в результате частичной, поверхностной обработки шлифованием. Грубоватые, матовые участки плитки будут соседствовать с полированным глянцем – особый эффект в плане дизайна, и плюс к этому возможность применять глянцевую керамику для пола влажных и других помещений: плитки не скользят, хотя и выглядят зеркальными, гладкими и блестящими.
Лаппатирование предполагает применение специального шлифовального оборудования (камней) и ряд последовательных процессов, то есть сложную и долгую технологию обработки плит. Интересно, что при лаппатировании срезаемый слой керамики намного меньше, чем у полированных аналогов, а глянец получается естественным и очень красивым. Лаппатированием можно придать плиткам эффекты блесток, воды и мраморного глянца.
В технологии ин креста (in cresta) полируют только высоко выступающие рельефные участки – декор еще более эффектный. Глянцевые текстуры для плит говорят еще и о расширении практического применения: чем выше качество полировки, тем больше закрытие пор керамики и тем выше водостойкость и долговечность. С этой точки зрения самым роскошным вариантом керамики (а также самым дорогим и презентабельным) будет плитка кампопьено (campopieno), являющаяся дизайнерским аналогом керамогранита, покрытого ветрозой (специальной декорирующей добавкой для орнаментов, рельефов, иногда похожа на глазурь).
Ректифицированная плита
Ректифицированные плиты могут быть разными по стилю и габаритам. Точная подрезка краев плит и отсутствие фацетных кромок и скругления торцов позволяет укладывать крупноформатные плиты точно и ровно, а швы при этом очень тонкие – в пределах миллиметра или двух. Монолитная облицовка удивительно красива, а с практической стороны имеет плюс гигиены и долговечности.