Подземные города, по мнению многих современных ученых – не столько прошлое, сколько будущее человечества. Новые концепции подземного строительства городов включают расширение сферы обитания человека на глубину не менее 50 м от поверхности земли, и это только начало подземной урбанистики. Сегодня в подземельях городов расположена большая часть их инженерной инфраструктуры, а в больших городах под землей размещаются также и транспортные сети, причем все эти объекты, включая метро, развивающаяся наука освоения подземных пространств называет «структурами мелкого заложения».
Подземная урбанистика
Подземная урбанистика – давно уже назревшая необходимость, поскольку количественный рост человечества предполагает или освоение новых пространств, или регрессивную трущобную урбанизацию, примеров которой на планете немало. Африканский Бидонвилль, бесспорно, колоритен и достоин стать памятником истории, но качество жизни там удручающее.
Сама мысль о подземном существовании противна человеческому сознанию. О подземельях рассказывают страшные сказки, о колдовских пространствах под землей сложены легенды практически во всех мировых культурах. Тем не менее, пещеры и землянки – исконное обиталище человека: парадокс сознания или просто развитие по спирали?
Сегодняшний крупный город все больше похож на иллюстрацию из фантастики, причем зачастую апокалипсическую: пробки, загазованность и «разнообразный конфликт» техники с пространством, которое слишком стабильно – совсем не как в фантастике: дороги слишком узкие, а парковок слишком мало. Мировое проектирование всерьез рассматривает две перспективы роста городов, и все они – вертикальные: небоскребы и многоярусные ленты автодорог вверху и создание комфортных областей для человека под дневной поверхностью, практически, в терминах современного градостроения – это «комплексное освоение подземных пространств города». Но, чтобы сформировать и жилую и производственную инфраструктуру под землей, потребуется еще не один взлет науки и техники. Хотя, замечательные примеры подземных сооружений существуют уже более полувека.
Наука подземная урбанистика ставит целью решение задач современного человека в новом городе: зеленом, комфортном, архитектурно смелом и эстетически привлекательном. В задачи подземной урбанизации входит не только создание подземных заводов, транспортных артерий и хранилищ, но и улучшение социальной гигиены существующих городов. У новой науки очень много проблем, а осложняющих факторов развития огромный список, и один из важнейших факторов - человеческий: совершенствование психологии и социологии человека в сложном мире «ночной» поверхности без Солнца. В научную основу подземного города входят и современные технические разработки:
- Создание жилищ полного цикла – с обеспечением и резервами воздуха, воды и всего, что нужно для жизни;
- Экономическая и техническая взаимосвязь подземья с верхним уровнем;
- Мощная база данных об особенностях тектоники, гидро- и геологии окружающего пространства, а возможно, еще и о таких областях, для которых сегодня еще не придумано названий.
Поземное житье-бытье не имеет никакого смысла, если человечество не способно организовать его в принципах здорового, комфортного и эффективного труда, быта и отдыха. Подземные парки, горные пещеры и водопады – на сегодня перестают быть фантастикой и становятся реальной целью.
Экологические плюсы подземных городов
Эти плюсы так явны и так давно поняты человечеством, что нисколько не удивителен интерес к землянкам и заглубленным жилищам, что называется, на любой бюджет и вкус. От погребка с комнатой для летнего отдыха в прохладе на даче до целого подземного этажа особняка с бильярдом, бассейном, кинозалом – все это есть в нашей реальности. О мощных плюсах подземных жилищ можно сказать кратко:
- Возможность строить под территорией сада, огорода, парка и любого природного ландшафта; влияние на поверхность будет тем меньше, чем дальше пойдут технологии подземного строительства;
- Комфортная акустика помещений, по-простому, тишина и спокойная атмосфера;
- Защита от «ударов» климата – резкого похолодания и жары, ливней, засухи, ветра и др.;
- Вибро- и сейсмоустойчивость жилища, природная защита от фоновой и проникающей радиации.
И наконец, повышение энергоэффективности во много раз – меньше нужно ресурсов, проще организовать геотермальное отопление и охлаждение дома, выше показатели изоляции жилых помещений, складов и холодильников.
Что же касается экономии материалов, трудозатрат и всех строительных процессов – то этой экономии пока нет и быть не может, наоборот, по данным ученых, современный подземный комплекс обойдется дороже наземного более чем в полтора раза, и это еще при стабильной, без подвижек, и в общем в «обычной» гидро- и геологии участка строительства. Хотя фундаменты в подземном доме и минимизированы, отделка фасадов не нужна, а львиную долю работы ограждающей конструкции выполняет гео-среда, все-таки непросто будет изолировать дом от подземных вод и холода. А также и эффективно усилить все несущие и ограждающие конструкции – с большим запасом, и разместить прокладываемое в подземье инженерно-технологическое оборудование, сети и коммуникации так, чтобы иметь возможность ремонта и контроля.
Самые удивительные подземные города мира
Идеи обустройства городских улиц в нескольких уровнях – повыше для знати и на уровне канав с отбросами для простых горожан – предлагались много веков назад. Леонардо да Винчи задавался вопросами вертикальной урбанистики еще в 16-ом веке. Но первые подземные пути появились только через триста лет, одновременно с развитием транспортной сети города. Первые метрополитены и подземные туннели для автомобилей, а затем и массовое строительство гаражей – все это началось в середине 19-го века.
Древняя Каппадокия, памятник пещерной архитектуры мировой известности, имел огромные размеры, по высоте состоял из десяти уровней, а также имел удивительную для того времени вентиляцию и жизнеобеспечение: в жилища подавался свежий воздух с поверхности. И не только подавался, можно было даже регулировать основные параметры воздуха – температуру и влажность.
Современные технологии позволяют придавать величественный облик даже утилитарным структурам, таким как ливневка под Токио.
Московский Охотный ряд, построенный в 1997 году размещен и на дневной поверхности, и в глубине – один из первых столичных подземных комплексов. В этом же году Канада удивила мир огромным подземным городом, которым жители пользуются как транспортной сетью, экономя не только авторесурсы, но даже теплую одежду зимой. Самый большой подземный город-комплекс Японии (Яэсу), ежемесячно принимает до 10 миллионов посетителей: рестораны и магазины, развлекательные и торговые структуры.
На сегодня самый просторный город под землей, La ville souterraine площадью более 12 млн м2 – содержит буквально все то, что может быть на поверхности, от роскошных общественных комплексов до технологических и складских структур, которые наверху обычно прячут. Монреальский La ville - настоящее чудо и дорога в будущее.