Готический стиль в интерьере

Готический стиль в интерьере, по мнению историков архитектуры и дизайна, имеет корни во Франции 11-15 веков; получается, что период более 300 лет - непредставимо мощный исторический интервал – ученые считают временем зарождения и развития готических направлений в мировой культуре и искусстве. И если поначалу готический стиль (латинское gotthus дало начало французскому gothique, затем итальянскому gotico и т.д.), в том числе и интерьерный готический стиль, наверняка отличался яркой национальной французской приверженностью (тонкость, изящество, каприз, красота и ужас Нотр Дам), то за века интеграции в мировом искусстве стиль приобрел уникальную универсальность; сегодня, не вникая в тонкости истории искусств, готика и готические интерьерные оформления часто воспринимаются нами на уровне чувств: строгая, мрачновато-мистическая, до боли величественная идея - попытка соединить на грешной земле дух и материю, свет и тьму. Впрочем, и слово «готика», и понимание готического интерьера могут очень сильно разниться у людей разной ментальности, привычек и культуры.

Чтобы хоть немного понять специфику классического готического интерьерного стиля, придется не на шутку углубиться в средневековую историю и попытаться принять идею готики. Этот стиль – первый и единственный, воплотивший абсолютно уникальную систему форм и потрясающее для того времени осознание сути пространства, понимание мощи влияния на человека объемных композиций. Средние века навсегда впечатали в готические направления искусства и летящую к небу мечту, и ужас неминуемого падения на землю; готика – единственный стиль, который невозможно осмеять, над которым не придет в голову шутить: при попытках представить готический гламур или винтаж готика просто исчезает, оставляя лишь убогую, как сейчас принято говорить, малоэргономичную материальную форму.

Историки объясняют, что движущей силой искусства Европы, начиная с 11-го века, стало появление городской буржуазии – богатого класса, чья власть прочно держалась на деньгах. Строения становились все более утонченными, сложными: зарождалась новая архитектура: стрельчатые линии сводов, переходящие в колонны арки, скелетные каркасы прочных каменных зданий. В интерьерах – веерные своды на колоннах, кессонные потолки, отделка стен резными деревянными панелями со сложнейшим растительным орнаментом; ошеломительная высота узких длинных зал в чередовании с залами широкими, имеющими ряд или группу колонн в центре. Окна – вытянутые вверх до самой крыши или круглые, но не прямоугольные; двери – массивные под стрельчатыми ребристыми арками. Все это рождалось и строилось веками, и первые города, массово строившие подобные здания, были города Северной Франции.

Стиль назывался стрельчатым, Style ogivat, и время его зарождения исторически принадлежит поздней романской архитектуре. Названия же «готика» для данного стиля, безусловно царившего к северу от Альпийских гор, у создателей стиля никогда не было; «готика» – всего лишь уничижительное наименование, используемое итальянскими критиками периода Ренессанса. Непонимание и непринятие идей style ogivat рождало у них не просто отрицание, а брань – попытку опорочить идею как варварскую, чуждую. Возможно, причиной этого отрицания была банальная зависть, ведь и в эпоху возрождения, и в царство классицизма, барокко, ампира, раньше и позднее – никому и никогда не удалось «открыть» архитектуру подобной силы и высоты, как «готика». Сотни лет соперничества итальянских художников, немецкого практицизма и франкского гения. Но современные историки точно знают, что именно мастера средневековой Франции создали стрельчатый Style ogivat – летящие к небу стрелы из камня, превратившийся через два века в gothique flamboyant, пламенеющий стиль. Что добавили к «готике» мастера итальянского ренессанса, и отчего название «готика» на слуху и популярно, а «стрельчатый стиль» и «поздняя пламенеющая готика» – нет, вопрос отдельный. Хотя бы потому, что новая школа стрельчатой архитектуры распространялась в мире под влиянием монахов доминиканского ордена, и, в отличие от гибкой романской архитектуры, это была идейная, цельная школа. Идея жива вот уже много веков, современная реальность недалека - это неоготика.

В строительном плане и технологиях стрельчатый стиль обусловил появление кирпичных производств и новую обработку камня. Кладка профилированного пилона и круглого окна (эти окна назывались «розами») требовала фасонных кирпичных изделий и бута не грубой, а тонкой отёски. Внутренняя каменная кладка отделывалась гладкой штукатуркой и сложным декором. Античная кладка из огромных блоков уходила в прошлое, теперь франкские каменотесы строили легкие здания с уникально стабильным каркасом: с расчетом и в статике, и в динамике. Гениальное открытие стрельчатого стиля – ребристый крестовый свод, легкий и прочный – состоял из клиновидных элементов. Основной камень, известняк мелкозернистой структуры, позволял еще более облегчить четырёхсторонний замковый свод: толщина большепролетного свода составляла в среднем всего 350 мм – никакого сравнения с тяжеловесным романским сводом. Система контрфорсов стен позволила и усилить строение в целом, и сами стены сделать тоньше – стены стали заполнением пространства между несущих пилонов; теперь весь вес строения, начиная с ребер-нервюров свода, передавался на фундамент не через стены, а через аркбутаны и контрфорсы. Старинные соборы и сегодня выглядят фантастично – технически ажурно и идейно мощно, они звучат симфонией «божественной комедии» - лирикой и драмой, мифом и фольклором, высокой духовностью и «грязной» сатирой на общественные нравы.

Последние два века развития стиля характеризуются «пламенеющей готикой», закатом классической готики. Декор стиля напоминает огонь свечей, всполохи пламени, он слегка безумен, и часто полностью оторван от конструкции и схемы здания.

Феномен пламенеющей готики неизменно занимает умы знатоков искусства: действительно, когда верх мастерства наконец слился с идеей вознесения в небо, оставалось только одно – вечное пламя. И все же классическая поздняя готика при всей сложности декора оставалась детальной, сдержанной и рациональной. И пытаясь понять, что же притягивает поклонников готики и неоготики в интерьерах, нельзя пренебречь и идеей поздней пламенеющей готики.

Арочные каркасы, узкие башни, устремленные в небо целиком, вплоть до мельчайших украшений, здания, и все это в математической точности пропорций, говорят о необыкновенном мастерстве и огромных знаниях средневековых архитекторов. Внутри же домов – часто совсем нет «колючести», напоминающей о пронзающих небо шпилях, нет и обилия резьбы и яркости; декоры и композиция комнат созданы для повседневной, разумной жизни: молитвы следует возносить в храмах.

Готический стиль в интерьере квартиры

Готический стиль в интерьере квартиры: что представляется в первую очередь? Витражи с красными, лиловыми и охряными стеклами, линии-стрелы, окна-арки и высокий потолок; и ощущение, что здесь доминируют вертикальные формы, в пику низменным горизонтальным. Общее впечатление от интерьера квартиры: чарующая, страшноватая красота, смесь изящества и строгости. На чем останавливается взгляд – необычное чередование теней и света, очень сложное освещение с темными участками, и удивительные объекты – например, каменный камин до самого потолка. И постепенно приходит понимание, что вся эта грубая форма совершенно неважна, потому что главное в готическом интерьере – идея, выраженная через точные пропорции.

Готика - динамичный, экспрессивный и аскетичный, нестандартный стиль для индивидуалистов, для людей, точно знающих, чего хотят. Во всяком случае, представить воплощенную в стиле готики уютную гостиную с чаем и пирожками, бормочущий телевизор и озорничающих детишек очень сложно.

Психологическая атмосфера готического интерьера очень сложная. Богатая обстановка здесь несущественна и не оценивается в деньгах, она результат мастерства и тонкого вкуса дизайнера. Антураж резко символичен, но лишен давления, и даже темные оттенки напоминают о свете.

Современный готический стиль многообразен, за века развития он впитал черты различных культур, но остался собой. Развивались технологии, менялись моды, приходили и уходили идеи – королевская роскошь ампира и гордый викторианский уют, орнаменты Марокко, майолики и мозаики, фрески и гобелены, бархатные драпировки на окнах, украшения кованого металла: классические готические интерьеры, как и практически все исторические, никогда не отрицали изменений, новых форм и материалов.

Современный готический интерьер

Современным готическим интерьером называют порой оформления, никакого отношения к классике готики не имеющие и не отражающие ее идей. Ничего удивительного: сложнейший, уникальный готический стиль в комфортное пространство современного человека вписываться не согласен: чем дом «умнее», тем невозможней встроить в него мечту о Боге в материи. Шутки шутками, но в очень многих прекрасных, строгих и светящихся интерьерах действительно можно уловить призрак готики – в стрельчатых окнах и арках ар деко, в современном изысканном барокко, в красно-золотом модерне и светлой неоклассике. Попытка украсить готикой эклектичный интерьер – совсем провальна: налицо красотища, но готика ускользает.

Дом в готическом стиле

Воплощением готического стиля может быть только дом в целом, вместе с его внешним архитектурным обликом и внутренним интерьером. И неважно, что стилизация в современных интерьерах порой притягивает сильнее, чем умная и тонкая классика. Интерьерная готика – не принуждение, а приглашение в сказку: красно-золотые декоры текстиля – полумесяцы, звезды и трилистники, набивные рисунки и тонкие орнаменты на обоях, яркий белый свет из высоких окон, массивность темной матовой меблировки – все это и многое другое в интерьерах неоготики как бы нехотя, но позволяет ощутить домашний уют. Строгая готичность - что хвойный лес из русской пословицы: «в березовом – веселиться, в сосновом молиться, в еловом с тоски удавиться». Поэтому - внутри дома возможно все, в силу таланта и вкуса, и чувства меры дизайнера: и мавританские готические интерьеры и готика викторианская, и готический ренессанс, и филигранные украшения стиля поздней пламенеющей готики, и, возможно, даже такое «богохульство», как эклектический подход. Балдахин в спальне и огромный зеркальный шкаф; расписанные золотом сундуки и скрытая бытовая техника - одинаково странно сочетаются и с заостренными формами проемов, и с панорамными эркерами, но опытный дизайнер способен решить и не такую задачу, например – готический лофт.

Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь