Подшивка свесов крыши - процедура не обязательная, но очень полезная. Осуществляет на завершающем этапе кровельных работ, после укладки кровельного покрытия, а также после утепления и облицовки стен постройки. Решает сразу несколько проблем. Защищает подкровельное пространство от попадание под него сильных порывов ветра с дождем. Перекрывает доступ на чердак мелким животным и птицам. Вопрос эстетики и дизайна. Подшивка свесов скрывает внутренности кровельной конструкции, благодаря чему крыша и постройка в целом приобретает законченный вид. К тому же подшитый свес служит заметно дольше. Если не планируется подшивать свесы, рекомендуется покрыть стропила краской, чтобы придать им устойчивости к плесени и гниению в периоды года с туманами и высокой влажностью.
Свесы карнизные
Различают свесы карнизные и фронтонные. Карнизные (или горизонтальные) свесы – это нижний край скатов крыши. По сути они являются продолжением стропильных ног. Если стропил не хватает для оборудования свесов, их удлиняют «кобылками» - отрезками доски, которые прибиваются к нижнему краю стропил.
Свесы крыши активно участвуют в процессе вентиляции подкровельного пространства, поэтому закрывать их наглухо нельзя. На крышах чердачного типа через них воздух попадает в чердачное помещение. В мансардах - в кровельный пирог, поднимаясь через воздушную прослойку к коньку. Таким образом кровля вентилируется. Способы устройства вентилируемых карнизных свесов зависит от вида материала, который будет использован для обшивки.
Свесы фронтонные
Боковые части скатов крыши образуют фронтонные свесы шириной от 50 см. Если при зашивке карнизных свесов на первом плане стоит вопрос обеспечения вентиляции кровельного пространства, то в случае с боковыми свесами главное – герметичность. Если их не зашить, дождь с сильным ветром может попасть между досками обрешетки. Утеплитель намокнет и потеряет свои теплоизоляционные свойства.
Для зашивки свесов применяют разные материалы. В виде отдельных элементов или цельных листов. Крепятся либо параллельно свесу, либо перпендикулярно. Но технологий подшивки всего две: подшивка по стропилам и подшивка горизонтальная.
Подшивка по стропилам
Технология подшивки по стропилам используется на крышах с небольшим наклоном скатов (не более 30 градусов) и шириной свесов 40-50 см. Главное соблюдать условие: нижние концы стропил (или «кобылки») должны находиться строго в одной плоскости. К стропилам прикручивают обрешетку из досок или брусков. Элементы набивают на обрешетку. Их расположение может быть любым: параллельно стене, перпендикулярно плоскости стропил, по торцу стропил.
Фронтальный свес подшивается только методом подшивки по стропилам. При этом карнизные свесы могут быть подшиты другим способом, а именно, горизонтальной подшивкой.
Подшивка горизонтальная
Более популярный способ. Рекомендуется для крыш с крутым углом наклона скатов. Особенность горизонтальной подшивки в том, что элементы обшивочного материала набиваются не на стропила, а на специально сооруженную коробку.
Стропила обрезаются по горизонтали и вертикали. Их окончания должны находиться в одной плоскости. К нижней части стропил прикрепляется лобовая доска, к стене – брус. Брус на стропилах должен находиться ниже бруса на стене на 1 см. Это обеспечит беспрепятственный сток воды, если она попадет на свес. При ширине свеса более 45 см, по центру добавляется еще один брус. В местах, где состыковываются два кровельных ската, доска прибивается от угла кровли до угла здания.
Кромки свеса
Перед подшивкой свесов необходимо зашить незащищенные элементы свесов. На карнизном - это торцы стропил, на фронтальном – торцы обрешетки.
После того как стропила или «кобылки» будут выравнены по одной длине, их соединяют обвязочной доской. На нее крепится лобовая. Лобовая может быть металлическая или изготовлена из дерева и покрытая защитным составом. В последующем она послужит местом крепления водосточного желоба. С такими видами кровельного покрытия, как металлочерепица, гибкая черепиц и керамическая, лобовая доска, как правило, есть в комплекте.
Кромка фронтонного свеса закрывается деревянной или металлической торцевой доской. Доска прибивается к торцам обрешетки, выровненным по одной линии, и торцу конька. Торцевые части торцевой доски закрывают кровельным материалом.
Для подшивки свесов могут быть использованы различные материалы. Выбирают, исходя из общего стилевого решения всей постройки.
Материалы для подшивки
Доска строганная или обрезная
Ширина доски – от 5 до 25 см, толщина – от 1,7 до 2,2 см, желательно из дерева хвойных пород. Прежде чем использовать доску в качестве обшивки, необходимо ее подготовить. Около месяца выдержать на открытом воздухе, но под навесом, чтобы не попадал дождь. Отлежавшись она приобретет нужную консистенцию: не будет слишком сухой или слишком влажной. В ином случае ее покоробит, что нарушит конструкцию свесов. Перед монтажом обрабатывают антисептиком и покрывают лаком или краской.
Для вентиляции между досками оставляют зазор 1-1,5 см. Если доски прибиваются параллельно стене, то крепление ставится через 1 метр. Если перпендикулярно – крепят с двух сторон и по середине при ширине свеса более 45 см.
Вагонка деревянная
Для подшивки подойдет влагостойкая вагонка. Вагонка - это та же доска, только обработанная, поэтому ее также можете покоробить. Чтобы этого не случилось оставляют на месяц отлежаться на открытом воздухе. Монтируется вагонка аналогично доскам, только без оставления зазоров. В данном случае используют специальные вентиляционные решетки. Их заранее врезают в короб.
Водостойкий сайдинг из ПВХ
Как правило, вместе с покупкой сайдинга для обшивки, будет предложен комплект всех необходимых для монтажа элементов: полосы для отделки краев, крепежные уголки для соединения планок, вентиляционные решетки.
Планки сайдинга крепятся перпендикулярно стенам. Вдоль карниза не рекомендуется, так как в отличие от дерева сайдинг не обладает достаточной прочностью и в процессе эксплуатации быстро прогнется. Количество мест крепления зависит от ширины свеса, обычно от до четырех штук.
Профлист
Для подшивки свесов подойдут профлисты с высотой волны от 0,8 до 2 см. Удобство этого материала в том, что его можно укладывать сразу большим отрезком.
Листы крепятся параллельно карнизу. Стыки обшивки и стены закрываются изнутри внутренним углом, снаружи лобовой планкой. В местах соединения двух профлистов устанавливается наружный угол. Для вентиляции между листами оставляют зазор 0,6-1,2 см. Также используют специальные вентиляционные решетки.
Металлические листы
Это может быть оцинкованная сталь, алюминий или медь. Толщина листа – 0,6-0,8 мм, длина может доходить до 6 м. Листы укладываются по длине свеса. Места отрезов стальных листов обрабатывают антикоррозийным средством. Для медных и алюминиевых этого не требуется, так как они не подвержены коррозии. Для вентиляции используют либо вентиляционные решетки, либо вставляют перфорированные куски листового металла. Для работы с листами требуется специальный режущий инструмент.
Водостойкая фанера или плиты ОСП
Высокая жесткость фанеры и плит ОСП позволяет прикручивать ее цельными кусками. Крепления делаются через каждый 1-1,2 м. В короб врезаются вентиляционные решетки. Имеет не очень презентабельный внешний вид, поэтому рекомендуется окрасить после монтажа.
Софиты
Пожалуй, единственный материал, который специально разработан для подшивки свесов. По сути это те же доски или пластик, только уже обработанные и подготовленные для монтажа с учетом всех необходимых параметров. Существует большое цветовое разнообразие, разные фактуры и формы софитов, поэтому их можно подобрать к любому дизайну. Специально для карнизных свесов выпускаются софиты с перфорацией, с частичной перфорацией, для боковых фронтонных свесов – сплошные. Также есть одинарные, двойные и тройные софиты для различных конструкций свесов крыши.
Помимо самых софитов в комплекте присутствуют дополнительные элементы, необходимые для монтажа обшивки: лобовые планки (или фаски), J-образный профиль с пазами, финишные планки.
Монтаж простой. Можно обойтись без команды специалистов. Софиты отрезаются по нужной длине. Крепятся перпендикулярно стене. Для крепления используется профиль с пазами.