Неоренессанс считается переходным стилем, а подход первых идеологов неоренессанса к дизайну называют подражательным: стремлением реализовать изящество и элегантность стиля Возрождения в новых материалах и технологиях, смело, упрощенно и ускоренно. Интерьеры стиля неоренессанс – беззастенчивая эклектика, причем в ней нередко заметны черты буржуазности, скрытого самодовольства богатством и стремлением ненавязчиво его предъявить – драпировки пышнее и тяжелее, чем в роскошных, но при этом утонченных и пронизанных светом интерьерах стиля Возрождения; украшения и декор шикарнее, мебель тяжеловеснее. Утилитарные, простые предметы меблировки – диваны, канапе, кресла – часто украшены обильной резьбой, затянуты в гобелены и бархат, что для уютного быта не так уж необходимо.
При этом декоры и украшения комнат будто стремятся подчеркнуть историческую правду Возрождения: картины и статуэтки, узоры текстиля, фактуры отделки так похожи на старинные, настоящие. Но не зря интерьерный неоренессанс на заре его развития (конец 19-ого века и начало 20-го) историки называют подражанием, причем в свободной трактовке исторических образов. Часто это была шикарная, реализованная в духе моды своего времени подделка с использованием приемов свободной эклектики. Интерьеры прошлого века в стиле неоренессанс очень разные, и у многих старых мастеров можно поучиться правилам композиции и использования оттенков и света. Что до современных оформлений с чертами неоренессанса, то многие интерьеры очаровательны и ощутимо комфортны.
Неоренессанс в интерьере
Неоренессанс в интерьере – шик и рациональность, удивительным образом совмещенные в одном пространстве. На заре развития неоренессанса мировое искусство переживало переход к реалистичности изображений и форм, и эта концепция стала основой стиля. Ощутимая польза каждой интерьерной детали, ее функциональность (не во вред художественной образности) ощущается в интерьерах этого необычного стиля, что в общем понятно – стиль развивался во время перемен, бурной урбанизации и новой демографии, что настоятельно потребовало новых типов и форм не только домов, но и отдельных жилых помещений. Планировка квартир тоже менялась, комнаты становились удобнее, проще, без излишней живописности, зато с современным оборудованием, включая инженерное и бытовое.
Для комфорта необходимы вентиляция и кондиционирование воздуха, самая лучшая сантехника, но все дары цивилизации могут сочетаться с пышной и элегантной обстановкой, — неоренессанс не единственный стиль с подобной декларацией, но все же один из первых.
Но часть примет стиля Возрождения интерьеры неоренессанса сохранили: символичность, включая гербовый декор, богатые украшения в домашнем текстиле – шторы с бахромой, шнурами и кистями (но форма штор стала простой и линейной, без ламбрекенов и драпри), мебельные накидки с аппликациями и вышивками; окна и двери имели арочные очертания, а крыши украшались сложными балюстрадами.
Из истории стиля неоренессанс
В свое время архитектура стиля неоренессанс была очень востребована, и принесла много нового, в частности – науку совмещать универсальность строения с изысканностью форм и обстановки. Арки, каменная облицовка наружных стен (включая дикий камень), впервые придуманные двойные оконные рамы и другие полезные новшества сделали стиль повсеместным в городской застройке. Лучше один раз увидеть: например, здание Дома Ученых, или Владимирский Дворец – венецианское палаццо нового времени, построенное в 1888 г. в Санкт-Петербурге архитектором Александром Резановым: яркий пример дворцового фасада стиля неоренессанс.
Внутри дворца, сегодняшнего (начиная с 1920 г.) Дома Ученых, классические интерьеры гармонично сочетаются с готическими и мавританскими, а роскошные залы переходят один в другой, не вызывая ощущений пестроты и разностильности.
Талантливые мастера не допускали грубого смешения ушедшего в прошлое светлого ренессанса с темной готикой, авангардом и богатым китчем – подобные интерьеры имелись в истории и существуют и поныне, им присвоено меткое название «клопового ренессанса» (псевдоренессанса) - за ненужную вычурность форм вопреки функциональности, за лишний декор, сложность меблировки и тому подобное; и нередко хорошие интерьеры в стиле неоренессанс грешат изобилием мебельной резьбы, точеных гнутых ножек и спинок, линейных орнаментов – но как иначе можно подобрать мебель к такому яркому и невозможному стилю, как неоренессанс? Интерьер должен сочетать несочетаемое: старый стиль с современными отделочными материалами и планировкой жилища. Некоторая противоестественность форм и содержания следует из самой идеи стиля.
Не только архитектурные образы зданий, но и интерьеры стиля неоренессанс стали любимы буржуазным классом, поскольку позволяли эклектичный подход к дилемме: что главнее – буйный шик или бытовая практичность согласно последнему слову технического прогресса. И в наши дни есть поклонники яркой исторической эклектики, приемлющей в доме инновационную бытовую технику «на фоне мрамора и бархата».
Цветовая палитра в интерьерах неоренессанс
Стиль ближе горожанам, чем жителям загородных поместий. Цвета интерьера отличаются мягкостью, а сочетания цветов слабо контрастные, пастели и белого цвета нет. в целом ощущение от интерьера как от вечернего, на закате солнца летнего пейзажа, сдержанная и чуть грустная красота. Хороший интерьер стиля неоренессанс не несет ни единой нотки богемности: только современная классика. Хотя стиль предполагает наличие мебельного антиквариата, дорогих текстильных обоев, резных и кованых элементов декора, часто оформления от талантливых дизайнеров очень просты -как жилища настоящих аристократов, а атмосфера дома дышит временем.