Декор стен своими руками – для людей, умеющих видеть красоту в обыденности. Конечно, декорировать стены можно по-разному, в том числе и нанимать для этого профессиональных отделочников. Не обязательно тратить время и силы на очистку стен от старой краски и обоев, трудоемкую шпатлевку и затирку, исправление дефектов, делать выкраски для достижения единственного нужного оттенка. И все же есть техники декорирования, способные покорить навсегда. Немецкий дизайнер, художник и флорист Фридхельм Раффел, родившийся в 1941 году в Силезии, стал основателем очень необычной техники создания коллажей, не слишком популярной сегодня – что называется, на любителя, но все-таки не забытой. Картины Раффела удивляют непохожестью и особым настроением, а его флористические коллажи (поначалу Раффел учился на садовника) удивительно реальны ботанически, и в то же время фантазийны.
Необычные декоры стен
Необычные декоры стен могут быть очень простыми и малозатратными – например, окраска в яркие цвета с применением малярной ленты для создания геометрических блоков. Любопытна техника создания мягких зеркальных панно с отражающими элементами, материалом для которых служит зеркальная пленка, специальная фольга или акриловое стекло.
При желании можно создать на стенах барельефы, используя готовые рисунки – основание размечается по сетке, а работа ведется по не застывшей штукатурке. По сырой штукатурке можно работать и в технике Терра, созданной Раффелом – и если крупноформатные отделки в данной технике вряд ли приемлемы для обычных жилых комнат, то небольшой фрагмент в рамке или непосредственно на стене, в простенке, на оконном откосе - может стать уникальным украшением интерьера. К тому же техника Терра позволяет создавать уникально долговечные отделки, никогда не надоедающие, врастающие в быт и восприятие.
Техника Терра
Ф. Раффел работал как флорист и использовал традиционные цветочные композиции, превращая их в интерьерный декор. Художник использовал подручные материалы, что удивительно согласуется с современными тенденциями. В ход шли обычные приемы, используемые художниками-материалистами для создания осязаемых картин: журнальные вырезки и сухоцветы, нити, кварцевый песок, морские ракушки, а порой и самый невозможный мусор – обрезки провода, нитки, осколки посуды – невозможно перечислить все, что может попасться на глаза художнику и быть увековеченным на картине. Но Раффел изобрел совершенно другой подход: в его коллажах важен фон. Этот фон раскрашивается в особой технике, называемой декальтоманией (с французского decalcomanie). Суть этой техники в том, что в процессе рисования краски и пасты продавливаются между рельефными основами, и создается зеркальный отпечаток. Прием широко известен полиграфам, изготовителям переводных изображений от детских картинок до печатных товарных знаков.
Фон коллажей Раффела не менее информативен, чем сюжет и заполнение картин. В целом работы рождают целый поток ассоциаций, порой совершенно без усилий художника, на чистой интуиции - что и дает возможность работать по штукатурке или слою шпатлевки, создавая тонкие, изящные, но при этом ненавязчивые шедевры прямо на стенах – что и делает технику Терра популярной для интерьерного декора.
Предприняв попытку украсить стену в технике Терра, важно осознавать, что испортить ничего не удастся. Даже если творческий процесс зайдет в тупик, и изначальная идея картины потеряется, то, возможно, сюжет и спонтанное исполнение станет еще более прекрасным. Интуитивное творчество с использованием природных материалов, причем не только флористических, а текстильных, предметно-вещевых, а также бусин и ракушек, бисера, проволоки, красок металлик, песка и так далее – это чистая абстракция, неоднозначная и волнующая. После финишной окраски панно на стене становится еще более объемным, можно создавать и цветовые, и фактурные переходы. В чем-то техника Терра напоминает декупаж природными материалами.
База техники Терра – обычная штукатурка. Можно работать и по тонкому слою шпатлевки. При создании небольшого шедевра – панно для украшения стены или оконного откоса и так далее, можно работать на листовом материале, подходит фанера и ДСП, условно – влагостойкий ГКЛ, но на картон лучше не тратить время и силы, работа будет недолговечной.
Листовой материал грунтуется, чтобы растворный слой прочно сцепился с основой. Слой нужен небольшой – до 10-15 мм, и не обязательно однородный. Затем переходят к стихийному творчеству – создают фактуру. Использовать можно кельму и шпатель, а также подручные средства: скомканную бумагу или кусок пленки, поролоновую губку, сетку, трафарет – все, что способно создавать оттиски на мягкой штукатурке. Можно чертить линии и изображать волны, или пытаться передавать образы цветов, деревьев, камней.
Дополнительный материал – ореховая скорлупа и высушенные листья, хвойные веточки, сушеные ломтики апельсинов, бусы и пуговицы, мелкая галька и ракушки. Главное – чтобы все компоненты были хорошо высушены. Работать можно по созданному заранее эскизу, по фото реального пейзажа.
Интересные картины получаются, когда художник берет за основу пейзажные картины срезов камней (моховой агат, яшма, оникс и др.) – одни из самых необычных и ассоциативных произведений, созданные самой природой. Это вполне в духе техники Терра – слияния творчества природы и человека, сочетания несочетаемых вещей и предметов в цельную прекрасную картину.
Завершающий этап – раскрашивание, лакировка или тонирование, и здесь возможны все приемы и любые ЛКМ в гранях разумного. Не обязательно завершать коллаж в одночасье, можно растянуть удовольствие на месяцы, постепенно добавляя оттенков, прорисовывая детали тонкой кисточкой или применяя методы аэрографии. В технике Терра отлично сочетаются аэрозольные краски и прорисовка, печатные фрагменты и детали с высоким рельефом. Как вариант – раскрашивать ничего не нужно, поскольку пигмент был добавлен в штукатурный раствор: однотонные картины имеют свое очарование.