Стол из эпоксидной смолы

Стол из эпоксидной смолы, изготовленный своими руками – настоящее произведение искусства. На первый взгляд, или если не знать об изделиях из эпоксидной смолы, столик из эпоксидки с натуральным заполнением – галькой, морскими ракушками, зеленым мхом, сухоцветами, и даже памятными сувенирами представляется недостижимым чудом, продуктом сложных технологий. На самом деле это не так сложно, важно лишь купить качественную смолу и отвердитель и скрупулезно точно соблюсти инструкцию. А если на фундаментальную работу куражу недостаточно, то попробовать изготовить мелкие изделия в молдах – для ювелирных целей, сувениров, предметов быта.

Стол из эпоксидной смолы и дерева

Стол из эпоксидной смолы и дерева нередко поражает красотой и особым характером. Изготовленный вручную, такой столик становиться гордостью хозяев и лучшим украшением интерьера. К тому же прочный стол отлично показывает себя и в качестве мебели – как столик для завтраков-ужинов, для кофе или компьютера, для приема гостей.

Эпоксидная смола в столике из древесины выполняет важные задачи:

  • Обеспечивает сказочную красоту слияния прозрачных участков и натурального дерева;
  • Обладая проникающим действием в пористую структуру, смола стабилизирует и упрочняет древесину;
  • Прозрачный слой смолы прочный сам по себе, упрочняет изделие в целом и позволяет годами пользоваться декоративными изделиями на основе природных материалов.

Модные столики из слэбов (спилов дерева), удивляют не только редкой красотой, но и разнообразием. Нет ни единого одинакового стола-«речки», все они уникальны по формам и оттенкам, как картины природы. Чтобы создать такой стол, требуется не слишком много усилий и средств, важнее соблюсти технологию и правильно подобрать состав:

  • Не стоит покупать дешевые компаунды (или смолу и отвердитель). Назойливый фруктовый аромат при заливке или химический запах растворителя – плохой сигнал.
  • Конструкционные смолы, известные строителям, такие как ЭД-20, КДА – плохо подходят для декора. Выиграя в цене, можно потерять смысл работы: изделие получится желтоватым, мутным, пузырьковым.
  • Перед тем, как приступать к шедевру, состав следует протестировать на малом изделии.
  • Требуется рассчитать усадку смолы в готовом изделии и финишную обработку (шлифование), и на основании этого определяться с нужным объемом материала.
  • Проще и безопаснее, особенно для новичка, заливать смолу тонкими слоями с промежуточной выдержкой по инструкции. Времени потребуется намного больше (между слоями нужно ждать часы, а то и сутки), зато прекрасный результат гарантирован. Обретя навык и почувствовав нюансы заливки, в будущем можно создать шедевр из цельной заливки.
  • При выполнении изделий из смолы и древесины все места контакта грунтуются.
  • Финишная шлифовка должна быть бережной – низкие обороты, внимание к деталям. Испортить ценную вещь из-за желания поскорее увидеть результат недопустимо.

Стол из эпоксидной смолы своими руками

Подготовка помещения к заливке очень важна. Температуру следует контролировать, каждый слой заливается при определенной температуре, которая не должна колебаться, иначе можно получить желтизну слоев и не вышедшие из слоя пузыри. Конечно, ждать отверждения слоя долго, и хочется ускорить процесс, например, погреть горелкой – но в таком случае пузырьковый слой обеспечен, а мифы, что воздух быстрее выходит из смеси при нагреве, в случае смолы – только миф. На самом деле смолы высокого качества, правильно смешанные, самопроизвольно «избавляются» от попавшего при замесе воздуха, важно только не допустить резких колебаний температуры. Оптимально – чтобы было тепло все шесть часов реакции, примерно 25˚С, для измерения удобен бесконтактный термометр (пирометр).

Выбор эпоксидной смолы

Выбор очень важен. Из конструкционной смолы (ЭД-20, КДП) вряд ли получится художественное произведение. Эти смолы вязкие, из них не может выйти весь воздух при цельной заливке. В изделии смола может проявить как высокую твердость, так и хрупкость. Со временем все сильнее проявляется желтизна. В целом, все эпоксидные смолы, даже высококачественные, созданные специально для декора, в процессе постотверждения способны проявить легкий желтоватый оттенок, но именно легкий, почти незаметный. Именно по этому оттенку судят о полном отверждении изделия. Конструкционные смолы не предназначены для изготовления предметов интерьера, изделие вряд ли получится эстетичным и долговечным.

Расчет нужного объема смеси

Столешницы и столики бывают разных габаритов, стилей, иногда смолы в столе больше чем дерева, иногда – наоборот, лишь небольшой участок-ручей. Все рукотворные столики индивидуальны, поэтому объем смолы подбирают под конкретное изделие, и лучше с запасом, поскольку требуемый объем подсчитать не так просто. Нужно учесть усадку, на нее добавляют примерно 10 % смолы, иногда требуется доливка, промежуточная шлифовка и еще один слой заливки. Стандартный расход ориентировочно: на квадратный метр столешницы при заливки толщиной 0,1 см нужно не менее 1 литра замешанной смолы с отвердителем, к этому объему нужно добавить еще 10-15% на усадку и форс-мажор.

Помещение и условия для заливки

Работать нужно в чистом, хорошо проветриваемом помещении, но без сквозняков. Высокая влажность вредна, а пыль может испортить заливку. Лучшая температура воздуха - 22-25˚С.

Для работы потребуется смола и отвердитель (качественный двухфазный состав), а также разделитель фаз – воск. Шлифовать готовое изделие придется сначала наждачной бумагой разных номеров (зернистости), затем шлифмашинкой.

Все это – для создания хороших условий эпоксидному материалу, а для человека необходим приток свежего воздуха, желателен респиратор и очки, а перчатки на руки – обязательны. Также необходима рабочая одежда, а все ценное из зоны заливки лучше убрать, пол надежно укрыть от капель смолы, рабочую зону защитить пленкой.

Подготовка и тестирование

Тесты делают все, включая мастеров: убедиться в качестве смолы, в нужном оттенке при добавлении красителей, определиться с эффектами от пудры и порошков-металлик. Новички нередко хотят поэкспериментировать с заполнением изделия. Наполнитель может казаться очень красивым (пластиковые эльвинги, стеклянный эрклез), но в смоле «не играет», а очень простой и внешне неэффектный песок, галька, майфан, лавовый камень, ракушки окажутся идеальным заполнением. Для тестов нужно совсем немного смолы – стаканчик из-под йогурта, а для итогового результата сведения могут оказаться ценными.

Древесная часть столика должна быть хорошо просушена, влажность дерева недопустима, свежеспиленная древесина тоже – неравномерная усадка неминуемо испортит вещь. Далее все места стыков и контактов дерева со смолой нужно изолировать, загрунтовать за два раза специальным средством, оно так и называется: изолятор. В результате закроются поры дерева, оно не будет забирать смолу, или хуже того – пропускать вязку и всепроникающую смолу сквозь себя, прямо на пол. Литьевая декоративная смола не только вязкая, а еще и текучая, и ненамного плотнее, чем обычная вода, и удивительно легко просачивается сквозь разные материалы, в том числе и сквозь сухой древесный спил. Изолятор поможет создать «чашку» для заливки смолы, но сцепление смолы с древесиной остается, прочность изделия не пострадает.

Работа со смолой

Прочитав инструкцию, протестировав двухфазный материал и приготовив все для работы, приступают к перемешиванию смолы для заливки первого слоя. Мешают тщательно, медленно, стараясь, чтобы в смесь попало как можно меньше воздуха.

Каждое изделие уникально и в методах работы. Обычно чем больше тонких слоев, тем красивее итог, но мастера порой заливают и прекрасные цельные массивные изделия. Но слой все же выбирается согласно площади заливки – чем габаритнее столешница, тем тоньше следует делать слои. Состав можно выбирать и по времени реакции – быстрый или медленный, смотря что предпочтительно для работы.

Быстрый состав нужен для послойной работы, на один слой уходит от 4 до 6 часов при оптимальной температуре воздуха. Следующий слой заливают после того, как предыдущий отвердел и остыл. Медленные составы можно заливать толстым слоем или делать цельные заливки, до полного отверждения нужно будет выждать несколько суток. Важно четко следовать рекомендациями производителя смолы.

После полного отверждения смесь приобретает легкий желтый оттенок (малозаметный, в отличие от конструкционных смол, у которых желтизна и непрозрачность очень сильные). Это качество всех эпоксидных смол, а время изменения оттенка зависит от химии отвердителя. Если изделие полностью готово, смола отвердела, но изменения оттенка нет, то возможно, что реакция не совсем завершена. Для контроля и гарантии изделие прогревают в течении 5 часов при температуре около 60˚С, точные данные нужно брать из инструкции к конкретному составу. Качеством оптической прозрачности обладают дорогие ювелирные смолы, они почти совершенно не дают желтоватых оттенков.

Шлифовка

Шлифмашинкой на минимальных оборотах (не выше 600 об/мин, или смола может разогреться до температуры плавления) добиваются идеальной гладкости. В столике из слэба и смолы шлифуются как древесная, так и смоляная часть, и если с деревом обычно навык есть, то со смолой бывает сложнее. Во время работы постоянно удаляют образующуюся пыль, шлифовать следует медленно, оценивая результат. По шлифованной поверхности можно сделать полировку. Устраняется целый ряд изъянов – грубые и острые кромки, следы вышедших наверх воздушных пузырьков, подтеки, волны. Смоляная часть выглаживается, стол приобретает идеальный законченный вид, а полировка завершает шедевр.

Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь