Старинная изба

Старинная изба: прямая ассоциация со срубом, с толстыми бревнами, обшивкой тесом, деревянной дранкой. И правда, сруб был основным конструктивом старинных изб: четырехугольник (нередко и пять углов, и более сложный план) из бревен, сложенных и связанных особым способом. Один ряд бревен – это один венец, нижний венец ставится на ряж, своего рода фундамент, материалом для которого могут послужить каменные валуны, гранитный бут, или лиственница, практически вечная древесина, не знающая что такое гниль. Гидроизоляцию-отсечку от капиллярной влаги обеспечивала береста. Основа дома, ряж и первый венец, давали старинным избам не только прочность, но и тепло.

Старинные деревянные избы

Старинные деревянные избы отличались во многом, одни только модели соединений бревен в углах стали «героями» обширных изысканий, практически бестселлеров – вряд кто не слыхал о рубке в лапу и в чашу; эти схемы вошли в учебники. Наиболее на слуху соединения «в лапу», «в чашу», не так известен сруб «в режь» - редко сложенный, с прозорами, таким методом рубили хозпостройки и неответственные сооружения: бревна укладывали попарно, неплотно, порой даже не скрепляя в углах и по длине, тем не менее сооружение получалось стабильным. Специалисты неустанно спорят, какой же сруб эффективнее – в лапу с остатком, аутентично древний и лучше защищенный от продувания в углах, или строгий и ровный с углами без остатка.

Даже названия моделей рубки порой вводят в заблуждение, настолько их много. Теплый сруб «в обло» (от оболони или «облонь» – наружный слой бревна) – необыкновенно эффектный сруб, концы бревен выходят за контур стен, придавая фасаду уникальность: особенно в рубке из толстых бревен, когда каждый выпуск может быть разный не только по диаметру, но и по величине выпуска.

Внутри избы бревна стесывали чаще, чем снаружи, но даже если стены горницы предпочитали видеть гладкими, то фасад не трогали, и он соответствовал современному термину «рубка в оболонь». Интересно, что внутри дома бревна обтесывали до плоскости, «выскабливали в лас», гладкими полосами, применяя особый топор – тесло.

Связка венцов осуществлялась с помощью внутренних шипов, между рядами-венцами укладывали мох (высушенный сфагнум или кукушкин лен), а после завершения сруба еще раз конопатили стены льняной паклей. Мхом закладывали и чердак, как сегодня бы сказали – неэксплуатируемый, для сохранения тепла зимой.

Термины и названия элементов старинных изб

Форма старинной русской избы – четвери или восьмерик, более сложный, для богатых домой и церквей. План на 8 углов означает увеличение площади в 8 раз, с бревнами венцов той же длины, что и для четверика. Избы богатые, но более простые по сравнению с хоромами и церквами, рубили клетями – тесно располагали несколько четвериков. Это далеко не все «конструктивные схемы срубов», было и есть множество очень сложных, с восточными отголосками – пирамидальных, образованных установленными друг на друга срубами на восемь и четыре угла, как сегодня сказали бы – комбинированными, примерно так создавались богатые избы, хоромы.

Клеть – простая, четырехугольная крытая постройка из бревен. Поветь – открытый навес. Старинная забытая поговорка «клеть – клетью, поветь – поветью» и сейчас актуальна не менее, для каждой конструкции свои требования и ожидания. Подклеть: сруб мог устанавливаться на клеть или подклеть – своего рода цокольное помещение, где хранились инструменты, запас продуктов, различный домашний скарб.

Повал – что-то вроде карниза, получаемого за счет укладки бревен сруба с расширением от нижних рядов к верхним; смысл слова не ушел - это «повалиться», но конечно, до «пизанских» эксклюзивов дело не доводили. Тем не менее, известен еще один исторический термин – «повалуша», так называли верхние этажи больших изб, слегка напоминающие современные мансарды, летом в этих комнатах спали в прохладе, зимой эти помещения не отапливались и служили для других нужд.

Одна из главнейших задач сруба – сохранять тепло, а не выпускать его на улицу. Поэтому проемы дверей в клетях были низкими, до того, что высокие хозяева входили, нагнув голову, а окна зачастую располагались немного выше над уровнем земли, чем это привычно нам.

Крыша без гвоздей была особой конструкции – самцовая, каждый вышележащий ряд стены выкладывался из все уменьшающихся частей-обрубков бревен, «самцов». На самцы монтировали жерди-слеги (корень слова тот же, что и в «лечь, слечь») – продольные стоечные элементы. Самцами называют также и окончания слег, врубленные в верхние венцы стен. В слеги, поперек и сверху вниз, на врезках монтировали «курицы» - более тонкие бревна, срубленные по-особому: низко под почвой, извлекался главный отвод корня – прочность такой курицы, видимо, была замечательная. Действительно такое бревно с одним корнем напоминает куриную лапку, причем при монтаже в сруб корень направлялся вверх и служил опорой, цельным «кронштейном», в развилку укладывали «поток» - аналог современного водосточного кровельного желоба. Поток имел выдолбленную канавку, и, действительно, собирал и отводил потоки воды - ливневую воду с кровли. Широкие доски крыши монтировали враспор, чтобы они нижними торцами заходили в канавку бревна-потока. С большим тщанием монтировали конек – известный и сегодня, заурядный термин, но был еще один, забытый – «князек», то же самое что и конек крыши – верхний продольный стык досок, опирающийся на коньковую слегу. Еще один любопытный термин – «череп», он же шелом, то есть шлем, или охлупень – это тонкое выдолбленное бревно, выдолбленное изнутри, паз надежно стыковался с коньком, охватывая его.

Дома и коттеджи|04 июля 2023 в 08:37| Старинная русская изба, Особенности русской избы
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь