Резьба своими руками: из огромного разнообразия видов резьбы, орнаментов, узоров и стилей, можно все же выбрать два особенно востребованных вида: накладную резьбу и прорезную. При выполнении резьбы своими руками нужен хотя бы начальный навык, а также основной инструмент, мягкая податливая древесина (липа, ель, береза), и конечно – эскиз, собственный или скопированный. В процессе выполнения накладной резьбы создаются мелкие и крупные элементы будущего общего рисунка, а затем готовые детали фиксируются на основу – доску, панно, панель. В процессе изготовления прорезной резьбы постепенно получается декоративный элемент или картина, похожая на деревянное кружево. Это самый сложный, особенно для новичков, вид резьбы по дереву. Требуется очень мягкая и пластичная древесина, часто для прорезных деталей советуют брать хвойные породы. Начинать учиться резьбе, по мнению мастеров, лучше всего с простых элементов – наличников, карнизов и др, и с накладной резьбы.
Резьба по дереву
Резьба по дереву предполагает обширный инструментарий, набор и виды инструментов порой удивляют неспециалистов: для каждого штриха и черточки узора существует свой вид инструмента. Поначалу покупают не все, да это и невозможно. Существует и универсальный инструмент – так называемый нож-косяк, или нож с очень острым скошенным лезвием, обязательно из твердой качественной стали. Косяком мастер может вырезать и плоские рельефы, и создавать объемные резные структуры. Ножи-косяки различаются габаритами, шириной лезвия, режущей кромкой с различной заточкой и углом: однофасковый и двуфасковый, и в наборе резчика нож-косяк представлен во всех его видах.
Ножи с длинным лезвием для рельефной резьбы, обширных панно и широких карнизов – тоже относятся к необходимому инструментарию резчика, ими создают первоначальный орнамент и затем прорисовывают плавные узоры, скругляют рисунок. Названия у инструментов могут различаться и зависят от местности, истории мастерской, стиля и видов выполняемой резьбы: нож-щучка, нож-косяк, богородский нож-татьянка и множество других. Существуют ножи в виде топориков и других форм, порой очень сложных, их лезвия удобны в вырезании круглых и линейных элементов, существует особый ножик для треугольников, завитков, прямых линий. Одно неоспоримо: в руке мастера режущая кромка ножа – то же самое, что в руке художника кисть.
Удивителен и еще один профессиональный нож резчика, так называемый «флажок». Действительно, выглядит как маленький флаг, с треугольным лезвием, вставленным в рукоятку острием. Работают всеми лезвиями «флажка». Важная часть набора – инструменты для выжигания в комплекте с нихромовой проволокой, выжигание и резьба органично сочетаются во многих видах декора.
Фигурки из дерева, полюбившиеся детям и взрослым исстари – богородские игрушки, часто очень маленькие, но при этом очень характерные, такую фигурку не хочется выпускать из рук. Линии – мягкие, плавные, поверхность идеально заглаженная, как отполированная. Нож для создания богородской игрушки получил одноименное название: богородский, и еще это ножик называют «татьянкой».
Им можно резать и с усилием, создавая глубокий рельеф фигурки, и заглаживать поверхность. Кроме уникального инструмента, требуется еще и набор обычного, имеющегося в наборе у домашних мастеров и ремонтников: стамески, молотки деревянные и металлические, надфили и др., а также приспособления для разметки и нанесения шаблонов, различные линейки и лекала – чем больше, тем лучше. И конечно, изобилие ножей и прочего режущего инструмента однозначно говорит о том, что без соблюдения техники безопасности работать нельзя; нужна специальная одежда, фартук, перчатки и др.
Инструменты для резьбы по дереву
Инструментов для резьбы нужно немало, и выбор у каждого мастера свой. Брендовый инструмент можно купить в специализированных магазинах, но лучший, как говорят, достается по наследству. Огромное значение имеет качественная сталь. Для работы резчика требуются и ножи, и стамески разной ширины и угла наклона, а также надфили и ножовки по металлу, лобзик, зажимные приспособления, дрель с набором сверл, наждачная бумага всех номеров. Для начинающих возможна и упрощенная техника резьбы, при помощи остро наточенной отвертки и напильника, с обретением навыка переходят на профессиональный инструмент, но стиль и особенности работы, а значит, и предпочтения в выборе инструмента, все же индивидуальны.
Не менее широк выбор стамесок, нужны различные виды:
- Для первой, предварительной обработки древесины нужна плоская стамеска - в виде длинного стержня, режущая кромка расположена по торцу стамески. Прямая стамеска обычно есть в любом хозяйстве.
- Самая востребованная для резьбы стамеска – полукруглая, их немало видов: средние, круглые, отлогие, радиусные и полукруглые, а также особая стамеска – полукруглая с изгибом по режущей кромке (клюкарза).
- Для четкой резьбы и выполнения точных геометрических линий применяются стамески с V-профилем, уголковые и П-образные, или скобчатые.
На сегодня у мастеров есть и такая альтернатива ручному инструменту, как станок – профессиональное дорогостоящее оборудование для выполнения целого ряда трудных и требующих времени работ, таких как фрезеровка кромок, резьба под различными углами, сверление и углубление канавок, пазов, отверстий, а также и художественные операции. Станок можно купить и не слишком дорогой, ручной, но он существенно ускорит работу.
Существуют и гравировальные станки, а также лазерные и с программным обеспечением. Станок с ЧПУ позволяет выполнять художественную резьбу даже не профессионалам, и все же начинать советуют с ручного инструмента и ручного станка, и уже при обретении навыка резьбы переходить на сложные программные и гравировальные станки.
Даже легкий и простой узор резьбы украсит окно, и для обретения навыка не стоит выбрать витиеватые и насыщенные орнаменты. К тому же на фасаде «мелкотравчатые» отделки не так заметны, как яркие и крупные элементы. Слишком мелкая и тонкая резьба красива вблизи, но на расстоянии нескольких метров от окна может слиться в фон, и наличники не станут такими эффектными, как предполагалось. Примерная последовательность работы:
- Резьба выполняется на верстаке, сначала размечаются контуры согласно эскиза. Затем крупные и глубокие линии вырезаются стамеской, угол наклона примерно 60 град. У каждого мастера свои приемы работы и стиль.
- После обозначения глубоких контуров приступают к созданию узора, при этом срезают слои древесины теперь уже тонкими слоями, от 1,5-2,0 мм за слой, и под углом не больше 40 град. Обычно мастер не спешит срезать всю «лишнюю» древесину вдоль контура, нужно следить и за пропорциями, и за цельностью композиции – порой в работе узор выглядит совсем не так, как на плоской бумаге.
- Тонкие элементы прорисовывают узкой стамеской, угол наклона 35-45 град. Это самая долгая и тщательная часть работы.
- Штихель – старинный, но и самый современный инструмент, используется для окончательной доводки резьбы, штихелем можно исправить мелкие огрехи работы, придать изделию законченность и почти идеальный облик, а также выполнить редкостные по красоте художественные виды резьбы.
- Резьбу следует защитить от атмосферного негатива. Сначала древесину протирают ветошью, смоченной растворителем, удаляют частицы древесной крошки и пыли, затем покрывают резьбу маслом, воском, лаком, морилкой – по дизайну и в соответствии с породой древесины.
Резьбой по дереву украшали и простые небогатые дома, и церкви, и дворцы. Этот вид отделки универсален, в основном благодаря материалу – природной древесине, и сегодня самобытные техники обработки дерева становятся все более востребованными, а резные отделки применяются в самых разных интерьерах, от деревенских и провансальских до современных.
Выбор древесины для резьбы
Для небольших резных изделий и элементов декора лучше всего подходит мягкая и податливая древесина липы и березы – отличный материал для новичков. Кроме того, березовая резьба удивляет четкостью линий, и пригодна для самых тонких художественных композиций. Работа с дубом, тиком, ясенем, орехом – сложна, древесина твердая и плотная. К тому же очень тяжелая, особенно дуб, и больше подходит для массивов: колонн, дверных полотен, ворот, стеновых и потолочных панелей. Зато дубовая резьба может эксплуатироваться и в помещении, и на улице, древесина отлично выдерживает атмосферные условия, не деформируется и не трескается.
Известно, что характеристики различной древесины образуют широкую матрицу как по параметрам, так и численно – по плотности, твердости, проницаемости. Поэтому упрощенно можно разделить пригодную для резьбы древесину на мягкую, твердую и сверхтвердую. Из мягкой режут мелкие детали, тонкие узоры. Из твердой – массивные элементы, от мебели до скульптур. Даже маленькие фигурки из твердого дерева живут десятки лет, дерево не рассыхается и не трескается. Самая лучшая древесина для обучения резьбе – мягкая, например, береза. Особенности березовой древесины:
- Очень мягкая и податливая. Можно делать ажурные и сквозные узоры, но для орнамента с обилием прорезей все же лучше взять хвойную древесину.
- Можно просто прорезывать отверстия без риска порчи и раскалывания материала, легко сверлить;
- Можно резать в любых направлениях, а не только вдоль волокон.
- Минус: сильно темнеет.
Несложно работать и липовой, тополевой, осиновой, ивовой, еловой и сосновой древесиной. Сверхтвердые породы – дуб, тис и экзотическая древесина – для дорогой престижной мебели, дерево трудно поддается ручной обработке и малопригодно для резьбы ручным инструментом. Применяют для обработки сверхтвердой древесины профессиональные станки с ЧПУ.
Виды и стили русской резьбы в отделке домов, утвари, мебели – многообразны как сама природа, но они не единственные. В мире существует еще множество техник и стилей деревянной резьбы, например – древняя китайская резьба Донг-янг. Из всех декоративных искусств и технологий резьба - это тот вид творчества, что захватывает на всю жизнь.