Мезенская роспись

Мезенская роспись: древнейший народный промысел, вечная и нестареющая техника росписи с удивительными космологическими орнаментами, то ли пришедшими из глубин веков, то ли явившимися из футуристического будущего, – глядя на украшенные мезенской росписью вещи, трудно не впадать в фантастику, настолько эти предметы необычны. Когда-то символика мезенских мотивов сопровождала крестьянский быт, украшала и радовала, служила и календарем, и учебником, и оберегом. Эта роспись, возможно, самая древняя из известных современным исследователям, и хранит еще достаточно тайн. Доподлинно известно, что родина мезенских узоров и техники – север нашей страны, и что каждый символ и завитушка росписи имеет особый, во многом утраченный смысл.

Украшать свой быт люди научились, еще будучи обитателями пещер – это факт научный. Цивилизации развивались, и с ростом технической оснащенности развивались и техники нанесения узоров, разные не только в разных уголках планеты, но даже в соседних землях, и при этом всегда самобытные и наполненные идейным содержанием, которое до сих пор разгадывают ученые. Одновременно с изучением истории культуры, и даже с еще большим интересом, люди все активнее обращаются к старинным техникам росписи, резьбы, самобытного дизайна в целях почти что утилитарных – для украшения своих интерьеров.

Мезенская роспись в интерьере

Мезенская роспись в интерьере часто реализуется в небольшой дозе, в виде украшения предметов кухонной утвари, посуды, реже – в изразцах и керамических облицовках стен. Роспись эта настолько яркая и активная, действующая на чувства и сознание не меньше, чем громкая музыка для любителей, что не оставляет равнодушным никого - но при этом далеко не всегда нравится. Порой мезенские мотивы вызывают раздражение, легкий дискомфорт, хотя желание рассматривать космологических «коней», сакральные «солнышки» и символику крестов и вязи становится только еще сильнее. Можно по-разному относиться к идее украшать интерьер предметами самобытной старины, но нельзя отрицать, что роспись в доме – сильнейшее средство декора.

История мезенской росписи

Роспись еще называют палащельской, хотя это название еще менее известно и на слуху, чем «мезенская». Исторических данных о появлении мезенской техники немного, известно, что родина росписи – север, области старинного (он же современный) Архангельска, побережье речки Мезень, где было немаленькое село – Палащелье, между большими реками: Северная Двина и Печора. Рядом – тундра, места таежные, суровые, богатейшие. Природа севера, климат и непростая северная жизнь не могли не впечататься в символизм и образность рукотворных украшений. Ученые по сей день спорят, чего больше в палащельских мотивах: карельских петроглифов - отголосков наскальной живописи, древнее которых нет на планете, или рисунков, рожденных языческими религиями древнего Севера, Индокитая и Средней Азии – тоже древних, причем пришедших на тогдашний север России невероятной сложности путями, из очень далеких земель. Точно неизвестно, ни время рождения росписи, ни происхождение и «словарь» символов, все современные знания достаточно фрагментарны. Интересный нюанс: мезенская роспись передавалась в семьях по наследству, но никогда по женской линии, а только от отца к сыну, и техника, и символика росписи, ее скрытые смыслы были предметом огромного уважения.

Письмо на предмете бытовой утвари присуще многим культурам Земли, создаваемая мастерами символика служила особым алфавитом и понятийным словарем, смотря по цели письма. Известны предметы и росписи, излагающие историю рода, семьи, описывающие какие-либо исторические события. Это может быть календарь и сборник народных примет, или предание, или художественное произведение, или памятка детям и внукам – чтобы все это прочесть, нужно как минимум знать словарь и систему «шифровки» смыслов в таких, казалось бы, незамысловатых узорах. Тем более, что у каждого мастера мог быть свой самобытный словарь, личные наработки.

Предметы, украшенные мезенским «шифром», часто имели две стороны – внешнюю декоративную, и внутреннюю с именем мастера, «реквизитами» заказчика изделия, датой создания, ценой продажи: практически счет-фактура, а порой еще и с личной информацией, «вольным текстом».

Мезенскими мотивами и целыми текстами покрывались предметы повседневного быта: ковши и прялки, сундуки и короба, тарелки и мебель, а богатые дома могли быть украшены росписью и по фасаду. Основа росписи – конечно же, древесина, но лучше этого материала для ручной резьбы и росписи и по сей день ничего не придумано. Мягкая хвойная древесина была дешевле, березовая – плотная и белая, с ровной текстурой, возможно, обходилась дороже. Под роспись пригодна любая порода дерева, но всегда есть нюансы обработки.

Современная мезенская роспись

Сакральные смыслы, скорее всего, остались в глубине веков, но сохранилась яркая самобытность мезенских рисунков. Иначе и быть не могло, ведь этот вид росписи уникален, это своего рода словарь, где даже четность-нечетность элементов рисунка имеет значение. И пусть о многих тайнах росписи остается только догадываться, все же мезенские интерьерные декоры сохранили немало. Основные приметы современной декоративной росписи в мезенском стиле:

  • Яркие, насыщенные и «глухие», совершенно непрозрачные оттенки: темно-красные, черные. Белый фон и возможность внесения золотого цвета в «пробелы», оставленные между символами
  • Повторяемость узора, двумерная фрактальность. Интересный факт: чаще всего старинная роспись содержит очень много дробных геометрических орнаментов.
  • Символичность и схематичность, утрированная геометричность, своего рода минимализм росписи – ничего лишнего. Современные мотивы – тоже схематичны, при этом могут быть более или менее стилизованы, от тонкой геометрии до вполне художественных, «оживленных» мотивов – животных, птиц, растений.
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь