Мезенская роспись по дереву, и старинная, и современная, узнаваема и уникальна: это всего два ярких и насыщенных цвета, «словарный» ряд символов и ярусное письмо. Несмотря на кажущуюся простоту, узоры мезенской росписи, ее смыслы и сюжеты удивительно интересны, и даже простые стилизованные декоры хочется рассматривать долго. Конечно, о вкусах не спорят, и мезенской росписью, как правило, украшают свое окружение знатоки, а также интуитивно чувствующие энергетику данного вида промысла: оберег, позитивное влияние на среду и здоровье. Родина мезенской техники росписи – северный русский край, прекрасная и суровая природа, а возрождению этой ценнейшей росписи мы обязаны знатокам истории и ценителям старинных промыслов.
Элементы мезенской росписи
Элементы мезенской росписи подчеркнуто символичны, и это не столько декор, сколько старинный словарь терминов и утраченных смыслов, и, возможно, в этом кроется загадка росписи – отчего эти фигурки и орнаменты так мощно и позитивно влияют на, казалось бы, привычное домашнее окружение. Глубокий символизм росписи и ее значение оберега и защиты жилища если и не воспринимаются зрительно, то фиксируются на уровне эмоций. Можно понять любителей мезенской росписи: картинки исключительно позитивны, солнечны, природны, их можно толковать как красивую сказку быта или как вполне материальную защитную структуру – как пожелается. Чем больше информации о росписи, тем интереснее детали. Немного о символизме росписи, ее элементах и их расположении:
- Конь, или лошадь – наиболее частый, повсеместный участник расписной саги. Конь – преимущественно красный, древнейший божественный символ Коня-Солнца, движущегося по небосводу. Если коней много и они идут в ряд – чем не стробоскопическая съемка прохождения светила, в северной широте и по сезонам? В частности, «построенные» в ряд животные в расписных декорах трактуются как символы движения Солнца, не только в мезенской двумерной живописи, но и во многих культурах росписи.
- Сотворение всего живого на Земле: небесная Олениха (на картинке это может быть и олень, особенно если смысл частично утрачен), породившая все живое – тоже явный сакральный символ.
- Плодородие земли: черточки обработанных полей, линии деревьев, точки и зерна – семена; знаки, которые можно отождествить как символы цветов и плодов. Все это, как правило, фоновые рисунки и украшения, но порой цветы и деревья выходят в узоре на первый план.
- Нижний план: подземье, древний ад, страшный Тартар и все прочее ужасное – в мезенской росписи отражено потрясающе: не мертвецы и призраки, а летящие рядом с живыми души ушедших родичей – в образах видимых и невидимых земных птиц. Дикие утки и гуси, летящие на геометрически спокойных, линейных орнаментах – не пугают, а воспринимаются как помощники в делах, подсказчики, защитники от злых духов.
Один из основных элементов росписи – могучее дерево, символ Рода, причем не в общечеловеческом смысле, а конкретно-семейном: род мастера или заказчика расписного изделия отображается геометрически, и в то же время имеет черты современного генеалогического дерева, как рисуют порой медики. Листья-ромбы – члены семьи, корни – предки, ушедшие в подземный мир. Чем богаче и знатнее семейство, тем мощнее изображается символическое дерево, а самые мужественные и сильные герои заслуживают такого символа, как Ель.
Письмо может быть очень сложным, многоярусным – даже на утилитарном предмете быта, таком как гребень или шкатулка. Основных планов обычно не менее, но и не более трех: мир живых, мир небесный и мир подземный. О том, как развиваются события в реальном мире, и их связь с прошлым и будущим, вплоть до мельчайших календарных событий, можно прочесть в символическом письме.
Цвета мезенской росписи
Цветов всего два: черный и красный, плюс золотисто-желтый, благодаря натуральной олифе, фон. Черный оттенок получали, растирая хвойную смолу с печной сажей. Красный земляной цвет обязан оттенком охристым речным глинам, добываемым по берегам старинной речки Мезень. Река жива и по сей день, и знатокам известны особые северные лодки – мезенки, продолговатые и узкие, отлично управляемые как с веслами, так и с парусом. Множество уникальных природных черт северных рек, редкого богатства и красоты животный мир - все это трудно представить в двух цветах, но тем не менее, мезенская роспись отлично передает историческую и природную стилистику севера. Современный красный пигмент может быть и синтетическим, долговечным и ярким, и все же аутентичная мезенская роспись выполняется, как и встарь – на природных красителях, смоле с сажей, охре и сурике.
Рисунки мезенской росписи
Начинался рисунок всегда с красного цвета: линии и элементы орнамента отмечали красной краской, зачастую это были крупные однотонные детали и фрагменты. В качестве кисти использовались палочки из мягкой древесины (тиски), кончик которой можно измочалить, превратить в подобие кисточки. Затем приступали к обводке – черным цветом обводили все элементы и прорисовывали дополнительные тонкие детали. Это уже была тонкая работа и выполнялась птичьим пером, глухариным или тетеревиным, возможно, мастера применяли и волосяные, щетинные или пуховые кисточки.
Роспись своими руками
Промысел дошел до наших дней благодаря энтузиастам и ценителям настоящего, живого искусства. Единственное – материалы стали современными; краски и олифа, изготавливаемые по классическим технологиям, уступили новым – акриловым, масляным, применяются лаки и пропитки, позволяющие дольше сохранить эстетику изделия. Кисти – тоже современные, а художники «Беломорских узоров» совсем не обязательно трудятся на семейном подряде: сувенирная продукция в мезенском стиле ценится не только знатоками; нередко мезенская роспись покоряет с первого взгляда, и желающих украсить ею свой быт не так уж мало.
Написано немало учебников и пособий по росписи, и освоить эту кажущуюся простой технику действительно возможно. символы – кони, олени, дикие гуси; красный и черный цвета, натуральное дерево в качестве основы. Все реально, а достоинств у самостоятельно выполненного декора не счесть: природность, уникальное украшение дома, экологическая чистота, а также немалое удовольствие от хобби.
Техника мезенской росписи с древних времен изменилась мало:
- Можно рисовать в одиночку, ведь не всем по вкусу такое художественное и оригинальное хобби. Можно рисовать вместе с детьми.
- Основание под роспись – чистая, сухая древесина. Никакой грунтовки и пропитки, уровень влажности естественный, специальной просушки не требуется. Очень важна чистота поверхности, а самые стильные вещицы изготавливаются на гладком, немного подшлифованном дереве.
- Первый узор – красной краской, в особой технике, известной во множестве расписных промыслов, например, жостовской: «один мазок». Мезенская роспись – самая старинная, и многие виды росписи переняли ее черты и приемы. Умение изобразить в один мазок круп коня или летящую птицу вполне достижимо.
- Создав основную композицию и задав сюжет красным цветом, мастер переходит к тонкой прорисовке деталей черным. Ориентироваться можно на готовое изделие, на рисунок или схему. Можно делать для себя незаметную разметку.
- Роспись должна хорошо просохнуть при обычных комнатных условиях, и только после этого изделие покрывают защитным лаком, или олифой. Можно использовать льняное масло, воски – карнаубский, пчелиный, готовые или самодельные составы. Проще всего взять готовую бесцветную или тонированную восково-масляную смесь хорошей фирмы, изделие получит не только надежную защиту, но и дополнительную эстетику.
Начинать лучше всего с небольших изделий: трудно ошибиться при росписи елочной или детской игрушки, маленькой декоративной тарелки, бижутерии – бусин, серег, подвесок. Набравшись опыта и почувствовав вкус, можно украсить свой интерьер и более мощным декором: расписной столешницей, настенными панно в мезенской стилистике и др. предметами и отделками. Важно только не увлекаться чрезмерно, ведь мезенская роспись чрезвычайно сильное, специфическое и яркое средство декора.