Гжельская роспись

Гжельская роспись – уникальный художественный промысел, историческая и современная ценность русской культуры. В истории гжельской росписи много удивительных фактов и забытых секретов. Например, трудно воспринять, что настоящая старинная гжель – не сине-голубая на белом, а многоцветье, и тайна цвета гжели, которую мы привыкли воспринимать как бело-голубую, связана со старинной модой на голландские голубые изразцы, хотя точную информацию нужно смотреть у историков. Тем не менее, многоцветная гжельская роспись существует. Но и нежный бело-голубой колорит, прочно закрепившийся в стилистике интерьерной гжели, стал не просто привычен, а воспринимается нами, обычными людьми, в отличие от искусствоведов, как самая настоящая классическая гжель, и с этим тоже приходится мириться.

Необожженные изделия гжельского фарфора – изначально с черным рисунком на белом фоне. Дело в том, что краска для росписи – оксид кобальта, он черный и только при высоких температурах (в районе 1000 градусов) приобретает узнаваемый синий оттенок, кобальт «восстанавливается». Но в быту, при виде гжельских текстильных и обойных интерпретаций, нас не удивляют синие и голубые оттенки, ведь гжель давно уже стала признанным стилем для интерьеров, украшений мебели, посуды, домашнего текстиля. Что касается имитаций, то их, к сожалению, многовато в нашей жизни – по сути, подделывается все: ювелирные изделия и камни, древесина дорогих пород, шелк, бархат, кожа... да и настоящая Гжель, многоцветная или сине-белая, так же как драгоценные вещи и предметы искусства, имеет очень высокую цену и доступна, как правило, лишь знатокам и ценителям. Подлинные изделия уникальны, они расписываются вручную, и если приобретена одна чашечка или сувенир – то второго, абсолютно такого же предмета не существует. Хотя в сервизе ручной работы предметы повторяются, все же неуловимые тонкие отличия, мазки и графика, оттенки, получаемые при обжиге и глазуровке - остаются, и это только повышает ценность изделия.

Гжельский фарфор обжигают в специальных печах за два раза: утильный обжиг, нанесение глазури, затем политой обжиг. Температуры очень высокие: для фарфора второй обжиг – от 1400 град, для майолики чуть меньше, в районе 1000 град. Расписывают в технике гжель фаянс, фарфор, майолику. Гжельский фарфоровый завод славится своими сервизами, шкатулками, вазами и множеством как крупных и дорогих, так и небольших сувенирных изделий – более полутысячи наименований в ассортименте, на любой вкус и кошелек. Поддельную гжель знатоки узнают моментально – она не такая гладкая, а кроме того, неуловимо отличается по оттенкам, синева – да не та. Мастера различают десятки оттенков синего на фарфоре, и цвет зависит от того, как ложится мазок. Самые простые дешевые подделки попросту расписываются синей и голубой краской. Но даже такой отрицательный факт, как множество поддельных изделий в стиле гжель, говорит в ее пользу – это свидетельство популярности стиля и его ценности. В современном мире гжельская роспись очень востребована.

Гжель в современном интерьере

Гжель в современном интерьере реализуется не обязательно мотивами и орнаментами, как на фарфоровом сервизе. К стилю гжель специалисты относят и «фирменные» оттенки гжели – нежный синий и голубой, молочно-белый под легким блеском глазури. Популярность стиля не может соперничать с такими столпами моды, как минимализм или скандинавский, но широкий выбор обоев, текстиля, плитки и листовых облицовок «в формате гжель» говорит как минимум о росте интереса к стилю.

Гжель в интерьере кухни

Одна из самых популярных стилизаций гжели – кухонная, если не считать ванную. Гжель в кухне предстает во всем великолепии: изразцы или их имитации, плитка, фартук над мойкой и рабочей столешницей, и даже шторы. Спокойным бело-голубым орнаментом трудно перегрузить пространство, но все же гжель достаточно яркий и выразительный стиль, и дозировка необходима. Главное при составлении интерьера – не обилие гжели, а комфорт эмоций и чувств, который получаешь, находясь в окружении гжельской стилистики. Порой достаточно легкого намека на орнамент, но есть и любители, которым мало фоновой отделки и требуется яркий креатив – например, бытовая техника в стиле гжель: стиральная машинка и микроволновка, а для полного счастья – еще и ноутбук.

Гжель в интерьере спальни

Для ценителей свежести и релаксации гжельский стиль – находка, в спальне нежная пестрота гжели воспринимается особенно органично. Единственное отличие – это фон, он уже не молочно-белый и лишен льдистости стеклянной глазури, а матовый и теплый, близкий к кремовому, бежевому, оттенкам пломбира. Идеальны в спальном интерьере стиля гжель текстильные дополнения, вышивки, шелковые панно, небольшие коврики. Что касается основной мебели, то она чаще всего подбирается в натуральных оттенках светлого дерева, нейтральная по стилю и формам. Цвет стен может быть также нейтрально-светлым, или включать фрагменты с ненавязчивым, легким гжельским орнаментом.

Из истории гжели

Слово «гжель» имеет подмосковные корни, от Гжельской волости недалеко от столицы. Гжель – деревня, вокруг которой оказалось изобилие редких белых глин, еще в 17 веке эти глины были высоко оценены. По указу царя Алексея Михайловича в 1663 г. глину из деревни Гжель возили в Москву для создания особых сосудов - алхимикам и аптекарям. Что до гжельских сервизов, то первыми были не предметы посуды и утвари, а игрушки – сотни тысяч игрушек в год, что составляло неплохие доходы для волости. С открытием фарфора и фаянса изготовители перешли на ценные роскошные сервизы, а примерно в начале 19-го века гжельская посуда и украшения стали такими, как мы привыкли видеть – изящные, нежные и легкие, сочетающие лаконизм с яркой эстетикой. роспись, которую тоже назвали гжелью, появилась позже, сначала изделия из глины были белыми. По данным историков, первыми применили роспись по белому фарфору братья Куликовы, и изделия намного больше напоминали знакомую нам майолику, чем современную бело-голубую гжель.

Интересно и то, что изначальная, традиционная гжельская роспись не тональная, а многоцветная на белом. Гжель намного «моложе» не только мезенской, но даже хохломской и жостовской росписи, хотя и воспринимается как очень старинная. Но в мотивах росписи уже нет серьезности, сакральности и тайных смыслов, как в изначальных образах, таких как палащельская (мезенская). Колорит гжельской росписи – свежий, светлый, веселый, без тайных подтекстов. Искусство гжели легко перешло в сферу интерьера, одежды, отделки, и не только. Знатоки объясняют, что гжель – не столько цвета, сколько техника: точный легкий рисунок, растительные орнаменты.

Мотивы гжельской росписи

Мотивы очень простые и житейские, источающие оптимизм и свежесть: сельские сценки, картинки времен года, легкие пейзажные зарисовки. Орнаменты не перегружены – это сеточки и гребенки, точки, завитушки, удивительная особенность орнаментов – они подчеркнуто рукотворные, лишенные сухой идеальности, как будто рисовал ребенок, или мастер увлекся и забыл, что расписывает посудину, а не игрушку.

Из животных мотивов чаще всего появляются птицы, а растения присутствуют в гжели в качестве отдельных цветков, плодов, веточек. Но знаковый цветок гжели – это так называемая «агашка», синяя роскошная роза в разнообразных вариантах – ажурная, или плотная, с тугим центральным бутоном и подчеркнуто круглыми лепестками, другой такой розы, как гжельская, не существует в других видах росписи. Имя роза получила в наследство от своей создательницы – старинной мастерицы Агафьи.

Гжельская роспись знала и упадок, и возрождение – в 1945 г. начался новый этап в ремесле. Синий кобальт стал основной приметой гжели, так же была признана особая техника мазков, символика, элементы и орнаменты. Подлинная гжель, дважды обожженная, удивительно долговечна, и новые изделия, выполненные в старинном стиле, порой трудно отличить на глаз от действительно старинных, проживших более века. Так же интересно, насколько органично и легко гжельские изделия сливаются с интерьером, причем не обязательно одноименного стиля. К примеру, многие хозяйки с удовольствием покупают гжельскую сахарницу, подносик или кувшин для кухни, вне зависимости от общей идеи и стиля оформления; гжель – это и украшение, и стиль сам в себе.

Гжель в современном мире

Современная гжель – это не только фарфор и изразцы, но также и огромный ассортимент обоев и кафельной плитки, отделка и стиль мебели, вышивка, украшение бытовой техники и строительных материалов – например, пластиковых панелей для облицовки влажных помещений. И в гостиной, и в ванной, и в кухне гжель – полноценный и уважаемый стиль, изюминка интерьера и отдушина для всех, кто любит светлые и легкие оттенки в окружении, ненавязчивый веселый колорит, близкий и истории, и современности.

Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь