Дорога из камня переживает сегодня второе (как минимум) рождение. Каменные дороги удивительно органично вписываются и в современный мегаполис, придавая ему очарование времени, и в инфраструктуру небольшого уютного городка, а особенно приятно иметь собственную дорожку из камня на даче и возле загородного дома. Самое труднообъяснимое – как вышло, что технология каменного мощения изменилась так мало за века? Возможно, секрет кроется в самих камнях, ведь они остались теми же – граниты и песчаники, доломиты и сланцы, а также галька, чуть менее известные в каменном мощении шунгит и лемезит, кварциты, златолиты – составляющие их горные породы и минералы имеют время жизни, сопоставимое с рождением, развитием и упадком цивилизаций.
Как сделать дорожку из камня
Как сделать дорожку из камня на даче – вопрос несложный и очень интересный. Главное, что не придется ни изобретать уникальную Аппиеву дорогу, ни открывать мощную стройку, наподобие картин мощения дорог в 18-19-ом веках.
Хотя каменные мостовые и дороги пришли к нам из глубокой древности, все же у тогдашних строителей не было таких возможностей по части кладочных растворов, пуццолановых портланцементов, а также и оборудования – например, пневматических трамбовок.
Дорожка на даче
Каменную дорожку на даче можно обустроить разными способами, в разном дизайне и из разных камней: хороша кладка из большого дикого камня, но требует поистине богатырских затрат труда. Не менее прочной и красивой будет дорожка из небольших отесанных камней (несложно найти фирму, предлагающую распиловку и отеску камня, а если и нет – то в небольших объемах камень можно подготовить и дедовским способом, вручную). Отличное мощение получается из речной и морской гальки, роскошные дороги делают из брусчатки. Класть камень можно как непосредственно на подготовленный грунт, так и на раствор. И лучше, если дорожка-мостовая будет слегка приподнята над землей или газоном; а еще лучше предусмотреть профиль – скосы от оси дорожки к краям. Установка же бортовых камней вовсе не обязательна, и оправдана лишь в случаях, когда дорожка планируется как подъездная к гаражу и выездная с участка. Бордюры добавляют стабильности, но и сами чаще требуют ремонта.
Ручная подготовка камня трудна, но все же есть энтузиасты, находящие в подобной работе удовольстьвие. Для «аутентичной» старинной дороги не требуется отесывать камни по всем граням, наоборот, нужны не прямоугольные формы, а углы для лучшей сцепки в теле дороги. Конечно, верх камня – лицевую сторону – нужно будет выровнять, а вот противоположную сторону («хвост») оставляют необработанным, острым, не менее 15-20 см уходящим в глубину подсыпки или уплотненного грунта.
Краткое описание работ:
- После выборки, отески и подготовки камней (конечно, если не заказывать материал у специалистов, а колоть и тесать вручную) приступают к подготовке основания.
- Снимают слой плодородного грунта - где 15 см, а где и все 30, смотря по характеру почв на участке. Почву или дернину стоит отложить в сторонку, она очень пригодится при завершающем дизайне. Уплотнение грунта производят ручными или механическими трамбовками. Уплотняют по-разному, это может быть послойная трамбовка с песком, или проливка жидким цементным раствором, и даже битумная проливка в целях закрепления основания.
- Самая прочная и практически вечная дорога (аналог личной Аппиевой дорожки) получается из армированного бетона в основании и наружного слоя из крупного камня, втопленного в бетон. Но очень важно не поскупиться на дренажную подушку, ведь силы морозного пучения с легкостью рвут бетон, при определенных условиях. Если грунты под дорогой плотные глинистые, то нужна особо тщательная подготовка: котлован под дорогу, уплотнение дна, затем послойная подсыпка с трамбовкой слоем до 100 мм песка, затем несколько слоев лещадного щебня (самый малоусаживаемый инертный материал), да еще и с подсыпкой гранитным отсевом – для гарантии. К щебенке добавляют и осколки камня, оставшиеся от отески. Высота дренажной подушки в 30-40 см, три-четыре слоя щебня фракции 40-70 с добавкой отсева - и дорога покажет свои лучшие качества, будет монолитной, надежной и останется во владение детям и внукам.
- По верху дренажной подушки можно сделать подготовку из тощего бетона, его смысл – в укладке арматурной сетки и ее сохранности в изоляции от воды и воздуха. Сетку достаточно взять проволочную, стандартную, или арматурную диаметром 6 мм и ячейкой 150*150 мм. С краев сетку обязательно подрезают, металл не должен выступать за края подбетонки, оправдан и защитный слой 10-20 мм, как в армированных бетонных конструкциях. Защищенный в бетоне металл будет работать долгие годы, щелочная среда защитит арматуру от коррозии, а прочное недеформируемое основание – это главная гарантия надежной службы каменной дорожки. По подготовке можно укладывать камень разными способами, отличные результаты показывает технология, когда камень втапливают в еще не схватившийся бетон. При этом слой нужно предусмотреть достаточный и для укладки сетки, и для сцепления с камнями.
- Самая сложная часть работы – мощение камнем, и требует достаточного количества участников. Если готовить основание, подсыпать и трамбовать можно в одиночку, то укладывать бетон на дренаж и утапливать в него камень нужно быстро, пока не ушло время жизни бетона – по температурным условиям и погоде это два-три, реже пять часов. Бетон для подготовки можно заливать из миксера или из бетономешалки, в последнем случае следует предусмотреть перерывы и технологические швы. В любом случае, большую дорогу на бетонной подготовке нужно делить на участки длиной до 6 м.
При укладке дорожки-мостовой обязательно натягивают маяки из веревки или нитяные. Нужно обеспечить дороге профиль для стекания ливневой воды, даже если эта дорога небольшая, садовая или создаваемая в целях украшения ландшафта. Мостовую можно организовать как с уклоном от оси к краям, так и небольшим уклоном к центру, в виде вогнутой дуги, но при этом все же нужен и наклон к краю. Чем шире дорожка, тем сложнее можно реализовать профиль, в дождливый сезон станет ясно, что эта работа делалась не напрасно. Уклон проще всего реализовать с контролем по маякам – дедовским способом, с натяжкой шпагата по ширине дороги через определенный интервал, и вдоль дороги.
Рельеф у мостовой порой очень сложный, особенно если камни крупные, но веревочные маяки не дадут ошибиться – по ним выставляют правила и ровняют камни в кладке. Опытные мастера используют в качестве маяков крупные камни, выставляя их в шахматку и ровняя по ним укладку.
Укладка камня – мощение – требует навыка и знания основ работы с камнем. У отесанного камня для мостовой есть плоская лицевая сторона и «острая» нижняя, для сцепления с основанием. Камень втапливают в бетон, или, при работе по сухой технологии – определяют место для камня в мостовой, затем добавляют туда цементного раствора и укладывают камень, подгоняя киянкой – пока самая высокая точка камня не совместится с маяком – натянутым шпагатом или линией, образованной правилом.
После завершения укладки следует смыть с лицевой части камней раствор, иначе цементные пятна придется потом отскребать. Завершение дизайна мостовой – это последний этап работы, после того как бетон наберет 50% прочности, примерно через 1-2 дня. Швы между камнями зачищают металлической щеткой, достаточно глубоко – на 10-15 мм, затем подливают свежим цементно-песчаным раствором и делают расшивку. Вымыть лишний раствор нужно обязательно, или из садового шланга, если дорожка маленькая, или используя мойку высокого давления – для солидной мостовой.
Мощение на бетоне или растворе – не единственная технология, можно работать и по упрощенке, например, применить сухое мощение с подбором, правда, при этом каждую весну придется проверять дорожку и частично ремонтировать.
Излюбленный вариант дачников – мощение дорожек заранее отлитыми в формах камнями и плитками. декоративно и комфортно для ходьбы босиком – брекчия на дерне, с заросшими травой швами. Отличный дизайн и беспроблемную эксплуатацию дают комбинированные дорожки из дерна и камня, по плавающему варианту. Укладывать брусчатку или плитки можно и с заполнением швов сухой песчано-цементной смесью (на 10 частей песка – 1 часть портландцемента). При этой технологии так же нужно стабильное основание и подбетонка, или подсыпка цементо-песчаной смесью с проливкой. Выбор технологии и дизайна дорожки зависит от параметров эксплуатации, от проходимости и будущих нагрузок. Один из лучших дизайнов, но также и довольно сложная технология – это мытый бетон
По большому счету, все проблемы эксплуатации каменных дорожек, включая площадки и подъезды из брусчатки, кроются в недостаточной подготовке под мощение. Особенно страшно выглядит просевшая или взгорбившаяся брусчатка – это не просто потеря эстетики, но и отсутствие безопасности передвижения. Отличные результаты показывает подготовка с применением мембран и геотекстиля (мембрану укладывают и под щебень, и повторно по верху под бетонную стяжку), одно из новых направлений – экобетон, обеспечивающий эффективный дренаж.