Муранское стекло: культовые люстры и светильники редкостного изящества и красок; бижутерия и посуда, оригинальные интерьерные украшение – все это, как нередко говорят, на любителя. В практичном современном интерьере изделия из муранского стекла не прибавляют функциональной пользы к роскоши и красоте, всего лишь радующей взгляд... но из этого скучного правила есть исключение – светильники из муранского стекла.
Муранское стекло в интерьере
Муранское стекло в интерьере представлено очень широко в плане осветительных приборов высокого класса, но при этом не обязательно заоблачно дорогих. Светильники, бра, люстры с подвесками, торшеры, настольные лампы с муранским стеклом – оригинальны, выглядят дорого и стильно, но вовсе не это делает изделия из венецианского стекла востребованными. Есть в старинном цветном стекле какая-то тайна.
Кроме светильников, в современном интерьере нередки и предметы посуды, крупные и миниатюрные вазы, кувшины, тарелки и блюда и еще множество видов изделий, зачастую используемых лишь для декора, а не в утилитарно-бытовых целях. Стили, цвета, формы и характер изделий не поддаются классификации: это и лаконичные маленькие статуэтки, подходящие любому стилю, включая минимализм, лофт, хай тек; и причудливые, эффектные супер-яркие – в стиле модерн, бохо, винтаж. Вряд ли найдется стиль или направление, для которого невозможно было бы подобрать декор из муранского стекла. Но при широком диапазоне цвета, форм и стилей эти изделия всегда узнаваемы – легкой чистотой оттенков, изяществом форм и тонкостью идеи. Что особенно ценно – украсить муранским стеклом можно любую комнату – гостиную и спальню, а также прихожую, кухню, лоджию. Драгоценные уникальные изделия – своего рода инвестиция, денежное вложение, поскольку муранское стекло никогда не выйдет из моды и может стать настоящим семейным достоянием, ценным наследством для детей и внуков. Что касается менее ценных изделий, стилизованных под венецианское стекло – то и они способны порадовать вкусом, изяществом красок и линий, наполнить интерьер особым очарованием.
Люстры – далеко не все, что создано и создается из цветного венецианского стекла. Фигурки животных, рыб и птиц, фантазийные витые украшения – подвесные, напольные и настольные; бусины и бисер, кубки и стаканы, зеркала и картины, прозрачные гирлянды, абстрактные украшения, и даже стеклянные брызги, удивительно похожие на настоящую воду – все это может не только украсить современных интерьер, но и мгновенно сделать его индивидуальным, уникальным, чего порой так не хватает комфортным и безличным убранствам.
Разнообразие изделий из муранского стекла не поддается перечислению: затейливые и лаконичные, высокие и миниатюрные, подчеркнуто абстрактные или до тонкости передающие приметы живых цветов, птиц, животных, невесомые и массивно-солидные предметы: собранные в большом количестве на полках магазинов, эти изделия вызывают порой грусть – ведь невозможно приобрести их все. муранское стекло называют не ремесленным направлением, а ремесленным культом – настолько шедевральны изделия и затейлива история этого удивительного стекла. К слову, история была весьма кровавой – смешались и корпоративные интересы, и нежелание терять огромные доходы; в средние века законы Венеции предусматривали за разглашение секретов стекла смертную казнь.
Из истории муранского стекла
Стеклянные шедевры, сочетающие воздушность и яркость, имеют неоценимое преимущество перед другими видами декора: уникальность. Каждый предмет единичен, хоть в чем-то да особенный, ведь как и встарь, изготавливаются все элементы из муранского стекла с большой долей ручного труда. История Муранского стеклодувного дела насчитывает почти тысячу лет, и со времени первых изделий Бенедиктинского монастыря - венецианских сосудов для драгоценных бенедиктинских ликеров, технология муранского стекла практически не менялась. Остров Мурано, давший имя цветному стеклу и уникальной технологии, как говорят историки, был выбран не случайно – подальше от Венеции, состоявшей в древние времена по большей части из деревянных строений. Но возможно, дело было и не в опасности горячего стеклодувного производства, а в стремлении сохранить в тайне технологию стекла – залог золотого потока и процветания Венеции. Веками секреты муранского стеклодувного дела были приманкой для конкурентов, в истории стекла были и кровавые события, и интриги, и пока существовала тайна, существовала и опасность. В наше время тонкости технологии венецианского стекла может узнать любой, кто прочитает изданные в начале века очерки, собранные в книгу «Искусство стекла» - но если все было бы так просто... По мнению знатоков стекольного дела, секретов у муранского стекла намного больше, один из них – рецептура этого самого податливого и пластичного вида стекла, пригодного для тончайшей работы.
Главной тайной цветного стекла, если верить авторам книги, является ручная работа – стеклодувы, как в старину, работают вживую – наполняют изделия воздухом, используя собственные легкие и дыхание. Все дело в навыках и талантах стеклодува – вовремя начать дуть в мундштук особой выдувательной трубки, сделанной из металла и дерева, держа трубку за ненагревающуюся деревянную часть, и из раскаленного сгустка расплавленного стекла получается сосуд задуманных очертаний. Но как бы точно ни реализовали технологию современные мастера – мало знать ноты, чтобы сочинять музыку; все же почерк старинных венецианских стеклодувов остается особенным, а муранские изделия непревзойденными.
Авантюриновое стекло
Широко применяется и технология авантюринового стекла, искристого и меняющего цвет при изменении освещения; «avventura» с итальянского – приключение. Петербургский Технологический институт разработал технологию получения авантюринового стекла в конце 19-го века, а на острове Мурано эти секреты были известны примерно с 1700 года, хотя есть данные, что ученые Древнего Египта тоже умели получать это искрящееся, более похожее на натуральный камень, чем авантюрин (горная порода и поделочный камень) искусственное стекло. Блестки внутри стекла получаются зелеными, если добавлены оксиды меди, синими – при добавлении оксидов кобальта, или красно-пурпурными – при добавлении оксидов железа.
Не менее интересны техники с применением стеклянной филиграни – на изделия как бы наматывают тонкие нитки из расплавов белого или цветного стекла, узор замысловато сплетается, образует полосы, спирали, фантазийные рисунки, и при этом нет и не может быть ни единого одинакового изделия.
Кракелаж
Бусины из стекла нагревают до высоких температур, а затем погружают в холодную воду – стекло при этом не разрушается, а получает тончайший поверхностных узор из мелких трещинок, всегда разный и очень эффектный. Изделия в данной технике очень дорого ценятся.
Пуголезо
Еще более сложная техника – погрузить изделие из раскаленного стекла в холодную воду и вовремя его извлечь, чтобы вернуть в горячую печь: внутри стекла остается воздух, образующий уникальную «композицию» из пузырьков разного размера и сочетаний. В данных техниках изготавливаются не только бусины, но и крупные сосуды, статуэтки, элементы люстр.
Еще более интересная техника – миллефиори, с итальянского millefiori – тысяча цветов.