Городецкая роспись известна примерно с середины 19-го века. Возникновение городецкой росписи специалисты относят также и к развитию ремесел, в том числе и ткачества. Росписью обильно украшались прялки, их основные элементы - донца и гребни; но вначале, задолго до появления яркой и необыкновенно характерной, идеально-театрализованной росписи, появилась городецкая резьба - также во многом уникальный промысел. Красками, добытыми из ягодного сока и растений, со временем стали оттенять и подчеркивать и без того удивительную резьбу. Сегодня мотивы и идеи городецкой, гжельской, хохломской росписи можно встретить в жилых интерьерах, на предметах быта - посуде, мебели, декоре, любители росписи могут позволить себе любые изыски, хотя бы и компьютерную мышь с символической птицей Сирин.
Городецкая роспись в современном интерьере
Городецкая роспись в современном интерьере - необыкновенно яркое дополнение, по сути это арт-обьект; украсив дом посудой, мебелью, и даже игрушками с городецкой росписью, вряд ли нужно что-либо еще. Для создания русского стиля или эффектного микса, как сегодня принято обозначать смешение стилей, декор с русской росписью - хохломской или гжельской, вятской или городецкой, архангельской, петриковской, тонкие различия ведомы лишь специалистам - основной способ выражения. Роспись невероятно яркий элемент декора, и как бы ни хотелось украсить свой дом пообильнее, приходится мириться с народной мудростью "хорошенького понемножку".
Жилое пространство должно быть уютным и легким, а значит - яркой росписи должно быть совсем немного. Исключение - детская комната, где уместны и игрушки, и стульчики, и каталки в виде лошадок и другой живности, они яркие, комфортные и очень нравятся детям. Что касается городецкой росписи, то она вовсе не лубочная, и не слишком сказочная, и уж точно не театральная - в ней есть определенный реализм и даже оттенки иконописи. По данным историков, в создании мотивов росписи участвовали иконописцы, в городецких конях навсегда осталось что-то от коня иконного Георгия Победоносца.
Из истории городецкой росписи
Понять и хоть немного почувствовать уникальность старинного искусства проще, ознакомившись хотя бы вкратце с его историей и географией. Городец - это Заволжье, самый настоящий выход в сказку, где не так давно - ведь что такое для истории несколько сотен лет - росли дремучие чащобы, простирались непроходимые болота, было множество рек и озер, и по сей день заволжские леса хранят древние легенды. Основал Городец князь Юрий Долгорукий, как форпост на восточной границе Ростовско-Суздальского княжества. И лишь через 5-6 сотен лет в скрытом от цивилизации месте началось что-то вроде развития торговли и промышленности, поначалу - лишь рубили и обрабатывали лес, да еще был ряд народных промыслов. Историки поясняют, что обилие и разнообразие народных промыслов - заслуга пришлых людей, беглых старообрядцев, корабелов, солдат и разного неизвестного люда. Вытачивали посуду из дерева, изготавливали, как сейчас говорят, садово-огородный и строительный инструментарий, совершенствовали прядильные и ткацкие первые механизмы. Любопытно было бы заглянуть в тот мир, хотя бы на Макарьевскую ярмарку, немалую часть которой занимал так называемый "щепной" ряд - все из древесины, сани и бочки, всевозможная утварь, посуда и мебель, формы для выпечки пряников, корзины, гребни, ложки: невероятное изобилие.
Расписное донце
Городецкое донце - совершенно особый декор в интерьере. Если не знать, что это такое, и непонятно - красивое расписное полотенце или досочка из дерева с удивительной яркой росписью. На самом деле это донце прялки - сегодня женщины уже не прядут, разве что любительницы рукоделий, да и те преимущественно используют электропрялки - а донце было и частью довольно сложного устройства для прядения, и одновременно подставкой для гребня, служившего для навески и разделения шерстяной или льняной кудели. Но проще посмотреть на картинку, устройство прялки очень техничное и даже эргономичное. Дело в том, что на расписном донце пряха сидела, это же донце служило и фиксатором для второй важной части прялки - гребня.
Когда пряха заканчивала работу, она вынимала пустой гребень и вешала донце на стену - для украшения, а может чтоб было под рукой. Со временем донца становились все более нарядны, украшались и резьбой и росписью.
Изготовление донец было очень распространенным промыслом - отцы семейств рубили из массива дерева заготовки - так называемое "белье" для прялок, младшие сыновья выстрагивали и шлифовали, женщины могли выполнять узоры. Работали и зарабатывали на изготовлении гребней и донец целые семьи.
Самые древние донца - резные, затем появились донца с инкрустацией, и лишь после этого мастера стали сочетать все три вида отделки - резьбу, инкрустацию и роспись. Что заставляло мастеров превращать утилитарный инвентарь - прялки с сиденьями-донцами - в произведения искусства, неужели всего лишь желание выделиться среди конкурентов и выгоднее продавать свой товар, или причиной была обрядовость, ведь прядение как часть изготовления одежды является важнейшим из древних ремесел, своего рода основой существования? - все это загадка из загадок и тайна практически всех народных промыслов. В современных музеях можно увидеть прялки, донца и гребни невероятной красоты, с картинками из прошлой жизни, идеализированными и при этом достаточно реалистичными обликами тогдашних людей, а что до характеров - то на городецкой росписи узнаваемыми характерами наделены не только человеческие персонажи, но также кони, птицы и все изображенные без исключения.
Городецкая резьба
Особый городецкий стиль резьбы, который сразу узнают специалисты, появился благодаря смекалке старинных мастеров, изготавливавших в том числе и прялки. Сегодня прялка воспринимается как архаизм, но когда-то и искусство и техника прядения, и изобретение оборудования и приспособлений для ручного прядения было исключительно ценно: вся одежда и текстиль изготавливались вручную из льна и шерсти.
Верхушка, или головка прялки делалась по подобию птичьего гребешка - стремление к красоте быта и сакральность, следование древнейшим традициям, которые старше всех религий - поэтому часть прялки и получила название "гребень". Впрочем, возможно, это еще и экономика - расписные яркие прялки с живыми сюжетными картинками наверняка быстрее и охотнее покупали на рынке. Любопытно, что для изготовления особенно красивых гребней, украшенных контурной и скобчатой резьбой, мастера изобретали новый инструмент - требовались не только плоские стамески, а еще и полукруглые для фигурной резьбы.
У мастеров была и уникальная древесина для резьбы, обладающая даже на сегодня невероятными свойствами. Что происходит с дубовой древесиной, когда речная стихия сметает в ледоход вековые деревья: тяжелые стволы тонут, и добываемые из реки через год и более, особым образом высушенные, приобретают плотность, сравнимую с каменной, да еще и необыкновенный черный с синевой оттенок. Заболонь использовали на изделия попроще, а дорогие предметы на продажу вытачивали из сердцевины - плотной, прочной, имеющей на срезе красивую текстуру. Из сердцевины дуба вырезали фигурки коней и людей, и даже крошечные шканты для сборки.
Городецкие игрушки и по сей день невозможно спутать с другими промыслами. А для инкрустации прялок и донец мастера вначале готовили мелкие фигурки - деревья и цветы, листья, розетки, кони и всадники, кареты и барыни: что наяву, то и на прялке. Фигурки раскладывались на основе, а далее, сотворив композицию и обрисовав контур, мастер работал стамесками и деревянной киянкой, заглублял и фиксировал фигурки в панно крошечными шкантами. Основа была из белого осинового или липового дерева, инкрустация - из сине-черного мореного дуба, завершением изделия служила контурная резьба и скобчатые узоры. Контур - граница отделки; скобки, или желобчатые выемки - плавные и округлые элементы резьбы, дающие особую игру светотени.
Особенности городецкой росписи
О городецкой росписи написаны тома, искусствоведы до сих пор спорят о значении образов, об их мифологической, мистической и языческой подоплеке. Современная городецкая роспись легче и проще старинной, и более подходит для дополнения к жилому интерьеру. Вкратце об особенностях современной городецкой росписи:
Очень яркие жанровые сценки - праздник и конная прогулка, охота, парочки на свидании, чаевничающие барыни, могла изображаться вся жизнь богатых и простонародья в узнаваемых, характерных картинках. Несколько различаются направления росписи с живыми объектами и чисто цветочные мотивы с розанами и купавками, и совершенно наособицу - изображения животных, в основном эти кони и птицы. Есть определенная идейная близость с мезенской росписью, но вместе с тем городецкая - совершенно особенна.
Картинки городецкой росписи идеальны - это праздничная сторона жизни, райская, нереальная. Житейская грязь остается где-то за гранью, но удивительным образом - сюжеты городецкой росписи не превратились в сказочные, они идеально-реальны. Цвета - свежие, чистые, и даже черный цвет яркий и подчеркивается глянцем. Нет глухоты и серого фона, только нарядные веселые люди, сильные животные, свежие цветы.
Конь - сакральный персонаж городецкой росписи, всегда тонконогий, с лебединой шеей и мощной статью, обычно - вороной. Вороной конь, быстрый как ветер - не метафора, а прямое указание на неземную действительность. Конь всегда изображается в профиль, с поджатой "крючком" передней ногой, нереально сильное животное, сочетающее земное существование с мистическим - такой конь без сомнения способен раздавить копытами всей змей, как иконописный конь Георгия Победоносца. Второе значение коня - символическое богатство, достаток; пара коней - удача и гармония. Птицы и кони могут включаться в симметричные и асимметричные композиции, имеет значение и цвет, и положение живых персонажей.
Таинственная, больше мистическая чем сказочная сила, видна и в городецких изображениях русалок-берегинь, существ двойной природы - то ли благосклонная к человеку нечисть, то ли хранительница вод и жизни, а возможно, еще и герметических знаний о первоматерии - и это лишь одна из версий, не лишенная смысла, да и целого ряда источников. Но берегини, или русалки-фараонки, крайне редко присутствуют в росписи, зато они изобильно представлены в глухой резьбе и по сей день украшают наличники домов на Волге.
Техника городецкой росписи во многом обычна - это свободный мазок и графическая обводка. Но при этом в городецкой росписи совершенно особенный колорит, затенивший и вытеснивший даже невероятно стильный и самобытный резной декор. Краски - самые яркие, цвета - охра, красный, оранжевый и желтый, все оттенки розовых, голубых, зеленых, синих, черных, и самый чистый, чуть холодноватый белый цвет. Первые, старинные краски - яичные, сегодня мастера работают и темперой, и маслом, и акрилом, и гуашью. Начальные мазки - крупные, и кажется что без формы; наблюдая за работой мастера, сложно уловить систему, но большие пятна без форм и контуров быстро превращаются в четкие прорисованные и живые цветы, узоры, персонажей.
Оживка - непременный элемент росписи. Может выполняться и темным цветом, но для городецкой росписи очень характерны ярко-белые цвета оживки - штрихов и точек, подчеркивающих линии рисунка. Оживка заставляет все изображение празднично сиять, делает ритм рисунка четким, а формы выразительными, оживка противостоит тени.