Ремонт дорожки - обычное дело; бетонная садовая дорожка, а также и парковка, площадка перед домом - все это требует ремонта после долгой зимы и случайных повреждений техникой. Бетонное покрытие при всей его прочности не вечно, а верхний слой бетона, где нагрузки и природный негатив действуют сильнее, может показать трещины и крошение уже через два-три сезона.
Ремонт садовой дорожки
Ремонт садовой дорожки не самое сложное предприятие: нужно снять верхний поврежденный слой покрытия, установить бортик опалубки, зачистить основание и залить свежий бетон, для прочности можно проложить сетку. Чтобы дорожка из бетона служила дольше, в смесь добавляют микрофибру, гидрофобизаторы, а поверхность защищают полиуретановой окраской или декором по технологии печатного бетона.
Дефекты бетонных дорожек
Бетонный слой на открытом воздухе может быть нестабильным по целому ряду причин, многие из них следует предвидеть - например, намного проще поухаживать за залитым бетонным слоем в течении первых суток твердения, чем восстанавливать покрытие уже через сезон. Частые ошибки и причины неудач при обустройстве бетонного покрытия своими руками:
Нарушение технологии укладки бетона: недостаточное уплотнение (даже бетонный слой толщиной 150 мм следует штыковать лопатой или арматурой, а не просто уложить на основание и забыть); ошибки в рецептуре, когда бетонная смесь готовится на участке и пропорция песка, мелкого щебня, цемента и воды выдерживается не точно, а по типу "побольше цемента и ладно". Излишек цемента - это нарушение проверенного серией тестов оптимального в/ц (водоцементного отношения) и может стать причиной быстрого растрескивания верхнего слоя.
Слишком плотную смесь (или самоуплотнившуюся в результате передержки более часа-полутора до укладки) развели водой вместо того, чтобы добавить пластификатора. Лишняя вода в бетоне - прямая причина трещин и крошения поверхности, а также и снижения прочности массива дорожки в целом.
- Некачественный мелкий и крупный заполнитель: песок с пылью и глинистыми включениями, грязная щебенка, мусор в инертных материалах - уголь, щепки и т.д.
- Отсутствие ухода за свежеуложенным бетоном - не закрыли от солнца и ветра, оставили под дождем только что залитый бетон, после жаркого осеннего дня не укрыли, а ночью воздух стал очень холодным. Основные проблемы возникают из-за недостатка ухода в первые сутки.
- Слишком тонкий слой бетона, крупный заполнитель оказался оголенным на поверхности.
- Непрочное основание.
Гидратация цемента и сцепление с природным камнем и песком будет полноценной при условии, что вся рецептурная вода остается в бетоне, а не уходит в основание и не испаряется с поверхности.
Перечисленные ошибки настолько тривиальны, что порой непонятно - отчего строители-новички их повторяют вновь и вновь. Современные цементы (кстати, для улицы надежнее всего смеси с пуццоланой) обеспечивают не только марочную прочность бетона, но даже сверх того, заложен своего рода коэффициент на форс-мажор, и чтобы испортить бетон на портланцементе М400-500, нужно очень постараться. Цемент обеспечит отличное качество бетона при условии соблюдения технологии приготовления смеси и ухода за бетоном, и намного проще тщательно залить дорожку, чем демонтировать верхний слой и заливать по новой.
Последовательность ремонта дорожки из бетона
Подготовка основания под ремонтную смесь - залог хорошего результата: нужно снять весь бетон, который отслоился и раскрошился, и хорошо бы еще пару сантиметров, вручную стальным шпателем, металлической щеткой, а еще лучше - водой из мойки высокого давления. При такой чистке дорожка ровной не станет, появятся выбоины, крупные трещины, их следует еще сильнее углубить: свежий бетон отлично сцепится с основой. Сушить основание перед заливкой не нужно, наоборот, следует смочить, если оно подсохло на воздухе.
Если есть уверенность, что бетон для ремонта в бетономешалке получится пластичным и качественным, то можно работать по одному из рецептов, классический: ан одну часть цемента три части песка. Для небольшого ремонта лучше взять готовую сухую смесь, в которой уже есть модификаторы и пластификатор, противоморозные добавки и т.п. Смешать небольшую порцию ремонтного раствора можно дрелью с насадкой-миксером.
Чтобы заделать большие ямы на дорожке, смесь нужно сделать с крупным заполнителем - щебнем или гравием фракции 10-20, а глубокие и большие ямы дополнительно армировать фиброй из проволоки ил стальной сеткой. Укладка бетона обычная - на влажное, прочное и чистое основание, с обязательной штыковкой.
Даже без защиты окрашиванием или герметиком правильно уложенный бетон будет прочным долгие годы.