Хохломские узоры - необычайно яркие, выделяются из ряда традиционной старинной росписи особой живостью и праздничной аурой; хохломская деревянная посуда, столешницы, утварь переливается и сверкает как огонь в очаге холодной ночью, недаром этот вид росписи называют "огненной". При этом обилие золота и ярких красных, зеленых, охряных цветов выглядит сдержанно, есть в этой цветовой ярости что-то от иконописи, возможно - это точность линий и фрактальность орнамента, или строгое ограничение количества оттенков. Порой кажется, что роспись не очень сложно повторить, взяв за образец старинную посуду или фото из музея. Действительно можно, причем без особых художественных навыков, хотя постараться придется.
Хохломские узоры красками
Хохломские узоры красками (масляными и эмалевыми под обжиг) - это уже для мастеров, а учится и практиковаться лучше всего акварелью, гуашью или темперой. Причем создать красивую безделушку для интерьера в стиле хохломской росписи могут все, включая детей, но настоящая посуда, утварь и декоры, которые много лет будут служить по прямому назначению - для приготовления еды и сервировки стола - это уже совсем другая работа. Здесь недостаточно акриловых красок металлик и лака для декупажа, нужны профессиональные материалы, и конечно, знания и умения.
Хохломская роспись своими руками
Чтобы подойти к творчеству профессионально, а не просто играть в декорирование, приходится изучать историю промыслов, как бы мала и скудна ни была информация о древних техниках росписи. И начинается все с подготовки изделия, вытачивания вручную (долбленая посуда) или на токарном станке. Дерево требуется хорошо просушенное, лучше всего подходит лиственная древесина, достаточно мягкая, но прочная береза, липа, осина, ольха. Деревянная посуда под роспись сохранила у мастеров старинное название - "белье", наверное из-за чистых белых оттенков свежей древесины. Хотя вытачивают тарелки, ложки и шкатулки из сухого дерева, готовое белье еще раз просушивают перед грунтовкой.
Подготовка и грунтовка под роспись
Грунтовка (по-старинному вапление) - это втирание в дерево жидкой глины особого сорта (каолиновой, гончарной, глиной из песчаника). Глину для вапления очищают, удаляют все посторонние примеси, иногда сушат и растирают в порошок, чтобы приготовить состав с водой.
Следующий процесс подготовки под роспись также имеет старинное название - вгонка. Сегодня мы называли бы все это грунтовкой и применили адгезионный состав по дереву. Вгонка - это покрытие промазанного тонким глиняным слоем глины деревянного изделия льняным маслом или натуральной олифой на основе масла. Далее заготовки сушат в остывающей русской печи, из которой выметена зола и выгребен весь не прогоревший уголь, причем ставили заготовки на деревянные подкладки.
Сегодня это можно делать в духовке с регулируемым нагревом (но микроволновка точно не подойдет) при невысоких температурах - всего 60-70 градусов. Задача - высушить покрытое тончайшим слоем засохшей глины и промасленное изделие таким образом, чтобы слой глиняно-масляного грунта образовал твердую и прочную оболочку, поры дерева закрылись полностью и заготовка не смогла впитать ни капли художественных лаков, масел, красок и позолоты.
Сохнет изделие 4-6 часов, затем наносят первый слой олифы и опять сушат, теперь уже в течении 2-2,5 часов. Затем еще слой олифы и еще, с такой же промежуточной сушкой, и последний четвертый слой олифы, самый густой, и сохнет не на воздухе, а опять в нежаркой печи, причем под приглядом - мастер следит, как подсыхает олифа, вынимать изделие из печи следует в стадии "мягкого отлипа" - слой уже прочный, но к пальцам чуть-чуть липнет.
Последний этап подготовки (или грунтовки) - лужение. На липкую заготовку с помощью тампона наносят алюминиевую или оловянную пудру, затем оставляют до полного высыхание - получается изделие, напоминающее серебряное, и полностью готовое под роспись.
Все это на первый взгляд невероятно сложно и долго. И конечно, современные декораторы и любители рукоделия пользуются готовыми деревянными заготовками из магазинов для хобби, а также различными грунтовками по дереву, и в целом значительно ускоряют и упрощают весь процесс подготовки. Но старинный метод с глиной и олифой не забыт, и применяется при создании самых художественных, дорогих, и при этом очень прочных и стойких изделий. Впрочем, приготовить настоящую грунтовку из глины не так уж сложно - нужна сухая глина, ее можно купить; куски глины толкут в ступке или измельчают другим способом, и обязательно просеивают через самое мелкое мучное ситечко. А затем смешивают с натуральной льняной олифой до густоты сметаны (не деревенской, а магазинной, попросту - жиденькой): грунт по старинному рецепту готов.
Глину можно частично или полностью заменить сухим суриком, охрой (это тоже глиняный порошок, но с большим количеством природного красящего пигмента, в основном оксида железа). Грунтовка глиной - непростая задача, и если идеально ровного слоя добиться не удалось, можно подшлифовать заготовку самой тонкой наждачкой, а если глина все-таки потрескалась при сушке, поможет шпатлевание масляным составом (ГФ-002, ПФ-002 или аналог). Для сушки используют обычную духовку или сушильный шкаф. Хотя современные печки оснащены термометром, не помешает убедиться в правильности температурного режима: обычная белая бумага для принтера при температуре ниже 100 град не обугливается, лишь меняет цвет на коричневатый или желтый. Если лист бумаги становится бурым и хрупким - для сушки загрунтованных глиной изделий это слишком горячо, будут трещины и слабый слой.
Упрощенная современная техника грунтовки включает покрытие лаком, отлично подходят текучие масляные составы (растворители - скипидар, ацетон и др.), дающие плотный и гладкий слой. Пленка высохшего лака очень прочна и блестит, но для полной просушки нужно уже не 4 часа, а не менее суток. Работать лучше на открытом воздухе или в хорошо проветриваемой комнате, и подальше от огня. Если по старинной технологии требуется не менее четырех циклов лакировки, то современные составы позволяют всего два - первый слой с полной сушкой и второй "на отлип".
Лужение, или покрытие алюминиевой пудрой, удобно делать пульверизатором (разлетается пудра очень сильно, что может создать проблемы), но можно и поролоновым тампоном. Металлическая пудра состоит из тонких чешуеобразных частиц, и способна покрывать липкую от лака заготовку очень плотно, буквально получается панцирный слой, дающий прочность и изделию, и декору. Излишек пудры стряхивают, изделие оставляют на несколько часов для просушки, а затем начинается самое интересное - роспись.
Из истории хохломской росписи
Изначально иконная ( а позднее и бытовая хохломская) роспись содержала настоящее золото - в порошке, который использовался для смешивания красок, затем мастера стали заменять золото на более доступное серебро, но главное - научились покрывать картины светлым лаковым составом, готовили который горячим способом из льняного масла. Особым способом изделия обжигали в русской печи, протопленной или остывающей, но без прямого пламени. Выдержка при высоких температурах заставляла масляно-лаковую пленку застыть и стать прочной, а цвет ее делался ярко-золотистым или темно-желтым, при этом подстилающий слой из серебра просвечивал сквозь лак и походил на настоящее золото и блеском, и цветом. Подобную технологию можно было распространить и на изготовление посуды, мебели, игрушек, разве что серебро, вероятно, старым мастерам тоже приходилось экономить, иначе цена изделий была бы чрезмерной. Заменить серебро оловом удалось только через 150 лет, примерна в начале 20-го века, и "пламенная", сверкающая золотом хохломская посуда стала по-настоящему народной. Старинные образцы бытовой посуды и утвари часто включают лишь крошечные золотые участки узора или фона, основная роспись выполнена красным, черным, охряным, желтым. Современные мастера работают красочными составами, включающими алюминиевую пудру.