Элементы хохломской росписи

Элементы хохломской росписи, образцы узоров, простые и сложные орнаменты - все это можно без труда найти в сети; элементарным приемам и узорам хохломской росписи легко учатся дети и взрослые. Есть ряд методик и так называемые прописи, например - роспись кудрина (вероятно, от "кудрей" - очень похоже выглядят особые завитки в золоте, контуры и границы рисунка). В традиционной хохломской росписи очень важен контур, и даже современные стилизации часто отличаются причудливостью форм наряду с точной геометрией цельного рисунка, впрочем, это верно и для городецкой, вятской, гжельской росписи.

Традиционная хохломская роспись

Традиционная хохломская роспись включает немного основных элементов, но при этом неисчерпаемо многообразна как по цветовому содержанию, так и по тематике. Общее лишь одно - позитивное восприятие и передача впечатлений, общая радостная аура и очень сильное эмоциональное и психологическое влияние - недаром роспись получила название "золотой" - и дело вовсе не в драгоценном желтом металле, тайна хохломы в чем-то другом.

Орнаменты могут быть очень просты, условно их можно представить в нескольких видах:

  • Кудрина - составляющая фонового письма. Золотые завитки на красном фоне, стилизованные и при этом очень реалистичные небольшие цветки, листья, веточки.
  • Пряники - крупные геометрически точные объекты по центру тарелки, чаши, подноса, это может быть овал, круг, ромб, но всегда пряник цельный идейно и художественно: роскошный замысловатый цветок, ягода, бутон. Вокруг идет орнамент из трав, мелких цветков и ягод.
  • Травка, или травяная роспись - составляющая так называемого верхового письма. Узоры из больших и мелких травинок, в которых узнаются совершенно обычные травы, растущие на лугах и болотах - осока и белоус, повилика, злаки, ковыль, но наряду с естественными образами роспись-травка очень прихотлива и даже сказочна, она выступает и как полноценный элемент росписи, и как фон, гармонизирующий всю композицию.

Цветов немного, в старину это было золото, а для бытовой утвари и посуды - имитация золота при помощи оловянного порошка; киноварь давала красный цвет краске, черный плотный тон - сажа, желтые, коричневые, зеленые красители получали из ягод, соков трав и корней, природных минералов.

Чтобы выполнить даже самую простую хохломскую роспись, нужно уметь пользоваться разными кистями и понимать смысл и особенности рисовальных приемов. Мало того, каждый цвет наносится кистью особой формы - узкой длинноворсовой или короткой утолщенной. При смачивании водой кисть приобретает форму капли, конец заострен, на такое способны лишь натуральные мягкие кисти и белки или колонка.

Современная хохломская роспись

В современной росписи по-прежнему немало от изначальных идей, техник и стилей. Особенных изменений удостоились лакокрасочные составы - применяются более прочные, стойкие к механическим нагрузкам и износу, а также и более декоративные. Что касается стилизации, то даже монохромная роспись в стиле хохломы колоритна и образна, и миниатюризация с некоторой унификацией - всего лишь современные приемы, лишь подчеркивающие основную идею. Стиль и характер хохломской росписи остается во многом классическим. Основные элементы традиционной росписи изменились очень мало.

Кудрина

Считается наименее трудоемким видом фоновой росписи, и в то же время самым ярким. Кудри-завитушки часто совсем тоненькие и почти не закрывают золотой фон. Вероятно, что название роспись получила за сходство с "золотыми кудрями". Еще узоры кудрины сравнивают с древними рукописями, есть прямые отсылки к золотым росписям боярских хором, а формы и стили узоров имеют явное сходство с домовой резьбой, и не только представленной в музеях, но и до сих пор сохранившейся в частном секторе в Поволжье.

Начинают орнамент кудрины с контура - кисть движется плавно и оставляет цельную линию на рисунке, ясно виден общий ритм узора. Окрашивают контур часто всего одной краской, реже двумя или тремя. Возможны и дополнения - оживка (разживка), точечки и мелкие лепестки, отвечающие фону цветные пятна внутри этих лепестков; но все украшения выполняются очень скупо, точечно и лишь подчеркивают основной контур.

Роспись под фон

Очень сложная, трудоемкая и требующая мастерства роспись. Фон всегда однотонный, часто черный, темно-зеленый или коричневый, подчеркивающий яркость светлого рисунка. Детали прорисовываются очень тщательно, в несколько планов - основа, разживка, а поверх просохшего рисунка - дополнения: прожилки на листочках, тычинки цветов, штриховка, подчеркивающая объем рисунка. Часто роспись выглядит как многослойная панорама или как гладкий рисунок на толстом полупрозрачном стекле, что требует изрядного мастерства.

Верховая роспись

Или роспись под листок - так этот вид росписи тоже называют. И хотя как и в других видах росписи использованы растительные мотивы и плавные линии, отличия существенны: каждый прихотливо изогнутый стебель узора окружен ярко и точно стилизованными ягодами, причем не фантазийными, а вполне ботаническими - обычная смородина, или клюква, шиповник, боярка, калина. В верховой росписи в старину применялись не только кисти, но и штампы, их вырезали из пластичного природного материала, например трутового гриба или чаги, таким "штампиком" удобно и быстро наносить мелкие и точные ягодки, которые можно группировать и гроздьями, и по несколько штучек - все это добавляет рисунку оригинальности и сложности. Крохотные контрастные ягодки могут быть нарисованы также и на усиках растений - общий рисунок максимально усложнен, но остается цельным.

Травная роспись

На росписи множество тонких листочков или очень похожая на настоящую луговая трава. Сказочным рисунок делает особая техника и музыкальный ритм узора: линии только кажутся похожими, на самом деле каждый мазок индивидуален и каждая травинка, как в природе, не похожа на другую. Мастер наносит мазки с разным нажимом, завершает линии остро или закругленно - это напоминает старинную каллиграфию и рукописные книги. Ширина мазка непостоянна, и линии травы кажутся живыми, шелестящими под ветром. Конечно, восприятие всегда индивидуально, но общая картина травного орнамента при всей его простоте очень эффектна и придает росписи живость и своеобразие.

Хохломская роспись выполняется по серебристому фону (алюминиевая пудра), и золотые цвета приобретает благодаря закаливанию. Готовую и подсохшую роспись покрывают лаком очень тонким слоем, а затем сушат или обжигают. Посуду и декор, предназначенный лишь для эстетического удовольствия, можно не закаливать, а ограничиться подцветкой верхнего слоя лака золотистым акриловым металликом, поталью, пудрой. Есть из такой посуды, конечно, нельзя, да и долговечность декора сомнительна. Но в качестве украшения и приданию интерьеру самобытных ноток - очень эффектно и главное, интересно как хобби. Но чтобы получить настоящую посуду для кухни, тарелки и ложки, чаши и братины - нужно закаливать изделия согласно технологии, при температуре 280-300⁰С до пожелтения лакового слоя. Чтобы сделать поверхность насыщенно золотой, нужно выполнить несколько циклов нанесения лака и закалки. Пленка становится монолитной и очень прочной, из такой посуды можно есть и пить, мыть ее как обычную кухонную утварь.

Современная хохлома не обязательно золотая, хотя и сохраняет образность и ауру старинной росписи. Возможен любой цвет благодаря светопрочным современным пигментам, как правило, растворяемым в спирте или ацетоне. Смешав этот раствор с лаком, можно получить однородную краску и далее работать как обычно и получать синий, зеленый, оранжевый фон, причем благодаря серебристой грунтовке фон все равно будет иметь золотистый отлив.

Ремонт и отделка|08 апреля 2024 в 05:42| Элементы хохломской росписи, Роспись своими руками
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь