Ошибки в интерьере часто возникают в завершающей стадии ремонта, и порой эти ошибки не заметны для своего создателя - что называется, "глаз замылился". Своего рода привычка, пока идет ремонт, все кажется правильным, все нравится, но через неделю наслаждения новым интерьером становится ясно - что-то не то.
Что такое плохой интерьер
Что такое плохой интерьер - ответа нет, сколько людей, столько и мнений. Для многих самый лучший интерьер - свободный, без лишних вещей, в светлых тонах и не требующий ежедневной уборки, достаточно лишь подмести да пару раз в неделю пройтись паровой шваброй. Кто-то скажет - именно таков больничный дизайн, и тоже будет прав. Для кого-то домашнего уюта без горы подушек и мягкого дивана, а главное - телевизора, просто не существует. Есть и любопытное, хотя и не слишком лестное мнение: все интерьеры хороши и единственное, что их по-настоящему портит - это их владелец. Не случайно ведь все интерьерные фото - без человека, чистые пространства и самодостаточные композиции! Студийные фото не в счет - это другой вид искусства. Бывают и интерьеры, безобразные сами по себе.
Представив в элегантном пространстве спальни стиля классического минимализма, с белой мебелью и аристократически нейтральными стенами - ее владельца, храпящего на постели - вполне можно потерять часть интереса к данному стилю. В классическом, ампирном, модерновом и другом элегантном интерьере расслабленный человек тоже выглядит странновато, особенно когда он не одет как полагается и не держит осанку. Получается, что главная ошибка в интерьере - человек, он нарушает композицию и вносит хаос.
Как избежать ошибок при ремонте
Ремонт своими руками - всегда задача со многими неизвестными. Подобрать материалы согласно требуемым оттенкам и фактурам, учесть конфигурацию комнаты и особенности естественного освещения, не ошибиться с основными цветами и их сочетаниями - это только начало. Хорошо, что большую часть этого техзадания мы выполняем, основываясь не на нормативах, а на собственной интуиции, и чем яснее желания - тем лучше результат. Хотя бывает и наоборот - мечтали-мечтали о сногсшибательной готической спальне, а соорудив, через неделю перебрались спать в гостиную.
Основные ошибки в декоре
На вкус и цвет товарищей нет, но все же можно выделить ряд ошибок, которые признают таковыми все неудачливые ремонтники. Это очень явные и часто трагические ошибки, поскольку если перевесить зеркала и убрать внушающие уныние картины легко, то перекрасить в обставленной комнате, к примеру, потолок намного сложнее.
Ошибка первая: хаос
Легкий беспорядок - примета уюта. Неслучайно даже строжайший минимализм украшают необычной напольной вазой или одной-единственной, но идейно выдержанной картиной на стене. Два таких предмета - приемлемо, три - уже богемно, а четыре - хаос.
При этом существует множество уютных интерьеров, не вызывающих отрицательных эмоций несмотря на обилие вещей, вещиц, безделушек и книжек. В чем же секрет - в композиции, в размещении цветовых пятен или просто в привычке? Но порой яркий интерьер в стиле бохо выглядит просто и скромно по сравнению с оформлением, лаконизм которого нарушен лишним цветовым пятном или расставленными по ранжиру креслами или пуфами.
Секрет: цветовых пятен может быть много и разнохарактерных предметов тоже, но все они не должны находиться на видном месте. Книжки на стеллаже незаметны и даже добавляют шарма интерьеру, но если эти же книги горой свалить на полу - будет хаос.
Ошибка вторая: единообразие
Единство места, времени и действия - принципы старого театра, когда-то необходимые и функциональные. Но представить современное кино, где герои проживают день с момента чистки зубов до отхода ко сну через санузел, можно разве что в понятиях артхауса. Единство белого цвета в интерьере, или одна-единственная текстура, неважно гладкая или рельефная - это настолько скучно, что хочется прервать это единообразие чем угодно - горшками с растениями, цветным пледом, что вполне возможно. Но как нарушить единообразие заставленной вещами комнаты?
На закате эры дефицита в моде недолгое время были интерьеры, решенные в едином принте - шторы и мебельная обивка из одного текстиля, причем достаточно броского. Кажущаяся ампирность быстро приедалась и комната воспринималась уже не как богато и цельно обставленная, а как шкатулка, в которой маловато воздуха.
Ошибка третья: лишние зеркала
Магия зеркал может быть доброй и злой. В доме, где искаженное отражение может попасться на глаза, когда человек расслаблен и не готов к стрессу - неправильное зеркало считается у психологов негативным фактором, плохо влияющим не только на психику, но и на соматику.
Так же опасны могут быть и картины, размещенные не на уровне глаз, а ниже или выше. Чтобы рассмотреть изображение - нужно нагнуться или встать на цыпочки, после таких действий интерьер начинает казаться чужим, вызывать музейные эмоции. Вряд ли верно и размещать яркие тематические изображения на каждой стене или в простенках, они отвлекают внимание, "глаза разбегаются" и возникает дискомфорт. Ошибкой можно назвать и размещение двух аналогичных по силе вызываемых эмоций изображений на противоположных стенах комнаты или прямо напротив входной двери. Впрочем, считать ошибки не имеет смысла - они у каждого свои, и порой неприемлемые приемы для одного становятся джек-потом для другого владельца. Например, креативная мебель - украшенная декупажем или росписью мебель нравится далеко не всем. Китч это или самобытность - каждый решает сам.
Еще одна ошибка - нет акцентов
Монохромные интерьеры спокойны, позитивны, приятны. Но порой взгляду не за что зацепиться - одно цветовое пространство, как в тумане. Подбирать цвета для стен не сложнее, чем одежду, хотя в последнем случае проще: костюм можно сменить, а обои придется переклеивать. В гармоничном интерьере часто выражена пропорция цвета 1:3, где единица - дополнительный цвет, тройка (по площади) - базовый, а еще одна десятая поверхности отдана под акценты. Не совсем классическая арифметика, скорее трансцендентная - но работает. Так или иначе, идеального монохрома лучше избегать - он угнетает не меньше, чем цветовой хаос. Это можно отнести и к линиям - идеальные формы и математическая правильность порой раздражают.
Увлечение определенной тематикой тоже может сыграть дурную шутку. Современная интерьерная мода демократична, и нет ничего, что помешало бы оформлять каждую комнату в разном стиле - например, ампирная спальня рядом с гостиной в тропическом стиле. Но разноголосица стилей, как и музыки, может раздражать и отвлекать, что до квартир, оформленных в едином стиле - они хотя бы позволяют расслабиться.
Слишком упорное следование теме тоже опасно - когда в комнате все подчинено идее тропиков, или средиземноморья, или даже аскетического минимализма, то отрицается само понятие уюта - как будто интерьер служит сам себе, а не человеку. Недаром так привлекательны миксы, эклектика и гранж - они позволяют выйти за рамки назначенной темы.
Слишком навязчивые декоры: орнаменты и роспись, повторяющиеся на стенах, ковре, шторах - ужасно, но удивительный факт: есть люди, которым это нравится. Если же очень нравится определенный цвет, орнамент или принт, но существует опасность его передоза - то одним из выходов может стать яркий, активный контрастный цвет-компаньон. Хотя бывают интерьеры и цветовые решения, которые уже не исправить - только переделать заново.
Не меньшая опасность - идеализированный интерьер: самый лаконичный, самый минималистичный, самый монохромный, композиционно выверенный и при этом простой. На практике часто получается вполне приемлемо и как задумано, но эмоционально такой интерьер скучен и ничего не дает чувствам и настроению.
Что ни говорите, а дизайн интерьеров - больше для профессионалов, чем для любителей. Но не все так мрачно, и даже знаток дизайна не застрахован от ошибки. Самостоятельно составленный интерьер хорош еще и тем, что поддается модификациям. По принципу "сами сделали - сами и исправим". Чтобы не рисковать, можно начинать с одного-двух фактур и цветов, и понемногу добавлять их, обживаясь в обновленном интерьере и понимая - нравится все это или не слишком. Практично также выбирать обои под покраску и мобильную мебель. Есть и такой метод, как осознанный выбор лаконизма: предпочесть нейтральную отделку стен и потолка - не потому, что это в моде и соответствует тренду минимализма, а потому, что на этом фоне можно будет пробовать различные темы и композиции, экспериментировать и добиваться если не идеального, то просто приятного и уютного интерьера.