Скальола, или оселковый мрамор - очень древнее изобретение человечества. Скальоло, стукко, мареццо (муар) - слова эти пришли из Италии. Само название искусственного мрамора, являющегося особым видом декоративной штукатурке на гипсовом вяжущем и наполнителе из мраморной крошки - говорит о происхождении данного материала и технике его применения. Скальино, или чешуйка - уменьшительное от скальола - связано с использованием в штукатурных смесях слюдяных и пластинчатых наполнителей, придававших отделке совершенно особую красоту и блеск. Оселок - это брусок или камень с крупным зерном - то, чем точат ножи, в качестве оселка может служить и наждачная бумага. Скальола и имитации камня в данной технике - тонкое искусство, мастера в этой сфере наперечет; о сложности говорит и само название - оселковый, то есть ручная работа без шлифмашинок, которые применять в технике скальола почти невозможно - хрупко-пластичный "молодой камень" крошится.
Мрамор скальола
Мрамор скальола - искусственный камень, в технологии изготовления которого довольно сложные процессы, начиная со смешивания обожженного алебастра с мелом, алюминиевыми квасцами, известью и сухими пигментами - суриком, окисью хрома, охрой, всего количество пигмента не превышает 4%.
Технология изготовления гипсового мрамора скальола включает этапы:
- Подготовка формовочного гипса - тонкий помол, просеивание.
- Замес гипса с клеем на водной основе, вымешивание. Работать следует быстро, поскольку тонкомолотый гипс дает очень быстро схватывается, но вместе с тем замес должен быть как можно более однородным и равномерным.
- Готовят рабочую поверхность одновременно с замесом гипса. По стене или другой отделываемой плоскости выполняют стандартную очистку, укрепление, а также промывают водой и грунтуют. Грунт должен полностью просохнуть перед нанесением гипсовой смеси.
- Смесь наносят двумя слоями с полной промежуточной просушкой. Первый слой - 5 мм толщиной жидким раствором, второй - нормальной густоты и толщиной в 10 мм. Секрет - в изготовлении смеси разных оттенков, чтобы имитировать натуральную горную породу с ее прожилками и переливами, требуется очень много оттенков и навык изготовления смеси с пигментами. В домашних условиях подобие техники скальола может выполнить любитель при условии предварительных экспериментов, подбора материалов и приобретения художественного навыка.
- Мраморную поверхность зачищают, выполняют работы, сходные с искусством каменотеса - циклевка и острожка, шлифовка и полировка до зеркального блеска.
- Завершающий слой - восковое покрытие для защиты от влаги и загрязнений.
Плюсы оселкового мрамора для отделки стен
- Очень легкий.
- Можно создавать любые отделки - без швов, монолитные и любой кривизны.
- Недорогая, хотя и очень стильная изысканная отделка.
Но по прочности мрамор скальола на основе гипса не может конкурировать ни с литьевым мрамором, ни с природным. Этот вид отделки следует беречь не только от ударов и царапин, но также и от воды, как все изделия на базе гипса. Для помещений с повышенной влажностью совершенно не подходит. Огромную сложность представляет и процесс замеса и нанесения смеси на основу - если нейтральную отделку с имитацией легких прожилок и слоев сделать можно, то для создания иллюзии малахита или яшмы требуется и опыт, и время. Интересный вариант применения оселкового мрамора - отливка тонких плиток в формах, где можно создать имитацию слоев и переходов цвета. Но и гипсовую плитку следует применять только для облицовки в сухих помещениях.
Мрамор скальола в интерьере
Имитация природного мрамора была широко распространена в Италии, начиная с 17-го века, а в нашу страну данные технологии пришли позднее, примерно с середины 18-го века благодаря итальянцам-архитекторам. Причем поначалу в технике скальола делали только штукатурку - на гипсовой основе с водным клеем. Если нанести такую смесь на стены и затем отполировать - получается превосходная имитация мрамора, причем цельная и бесшовная отделка. Впрочем, многое зависит от мастера, его навыков и художественного чутья. Но, когда подобную же массу заливают в формы, добавляя в замес цветные пигменты, то имитация редких пород мрамора, а также и других видов камня - малахита, яшмы, серпентина и др. - становится возможной. Хотя на Урале и в Сибири никогда не было недостатка в природном малахите и множестве роскошных природных камней для отделки и украшений (и по сей день открывают новые минералы и горные породы, например чароит и дианит - довольно молодые по сравнению с древнейшими яшмами минералы удивительных сине-фиолетовых и голубых расцветок), все же возможность получать недорогие и доступные имитации природного камня сама по себе важна.
Имитация натурального камня в технике скальола
Секреты уникальных техник издавна хранились только у мастеров. Скальола - имитация природного камня из гипсово-известкового теста предполагает близкое знакомство с редкими природными текстурами и срезами горных пород. Рабочая смесь включает сыпучие компоненты - известь, гипс, красители, наполнители, и воду, из получившегося "теста" мастер лепит камень вручную, создавая слои и переходы рисунка примерно как при работе с полимерной глиной - разноцветные куски пластичной смеси соединяются, скручиваются и нарезаются на пластины.
Чтоб добиться нужного эффекта имитации путем такой формовки, есть всего лишь 20-30 минут времени, затем смесь схватится и потеряет пластичность. С материалами тоже непросто - нужны редкие виды гипса, клеи животного происхождения, канифоль. Узоры горных пород уникальны, и создание их в мастерской требует не только знаний, но и незаурядной интуиции. Завершают работу с оселковым мрамором шлифовкой - оселком, или бруском для точки ножей, затем покрывают воском или лаком.