Фреска на стене не устареет никогда. Со времен эпохи Возрождения, а может быть и еще раньше, когда люди жили в пещерах, и отвлекались от суровой реальности наскальной живописью – с этих времен и по наши дни у людей не пропало желание украшать стены своего дома роскошными фресками
Классическая фреска в старину выполнялась особой техникой росписи, причем только по сырой штукатурке. Нужно было работать быстро, владеть ремеслом и иметь талант, ведь штукатурка сохнет быстро.
Но в наши дни не обязательно быть талантливым художником, чтобы изготовить фреску для стены своей квартиры – собственноручно. Тематика фресок необыкновенно обширна, можно украшать и ванную, и прихожую, и кухню, любую стену и простенок.
Фреска на холсте
Один из видов современной фрески – фреску на холсте – самому сделать вряд ли удастся. Техника изготовления этих фресок особая, имеет много сложностей, и тут потребуется не только художественный талант, но и особые технические навыки и знания. Мастера, выполняющие фрески на холсте, очень дорого ценятся, и ценят свой труд – тысяча и более долларов за один кв. метр фрески. Работает художник по холсту, наносит рисунок, используя исключительно натуральные материалы – растительные и животные клеи, песок и известь. Готовый рисунок подвергается искусственному состариванию, для этого пользуются специальными приемами. Можно купить готовую фреску, изготовленную испанским или итальянским художником, натянутую на раму или свернутую в рулон. Наклеивают фреску на холсте клеем для тяжелых обоев. Дорого, престижно и потрясающе красиво. Недостаток – сложный уход, мыть нельзя, чистить от пыли следует очень осторожно. Поверхность покрыта защитным восковым слоем, и повреждать его нежелательно.
Фреска на стене своими руками
Тысячи долларов за декорирование стен дома – хорошо, когда они есть. Но если нет ни тысяч, ни мастерства художника, это вовсе не причина, чтобы отказываться от фресок. Первое, что требуется – выбрать рисунок, увеличить, и определиться с методом копирования его на стену.
Можно использовать копировальную бумагу или кальку, и процарапывать линии и конуры на стене. Стена под фреску должна быть идеально ровная и гладкая, допуск два мм на метровую рейку. Может потребоваться вытягивание стены штукатурным слоем, при этом удобно пользоваться лазерным уровнем.
Нужные материалы – кисточки, краски и лаки. Применение акриловых красок, лаков и кракелюра в доме безвредно, не будет запаха красок, и пока акриловая краска не высохла, ее очень легко смыть. Малярные ленты, или малярный скотч, помогут ограничить участок для фрески контуром, и не оставят следа после окончания работы.
Оштукатуренную поверхность перед началом росписи необходимо увлажнить, иначе раствор слишком быстро будет вытягивать из водорастворимых красок воду.
Дальше – творческий процесс. Смешивание красок, чтобы добиться нужного оттенка, можно делать, пользуясь палитрой, а можно на обычной тарелке. Рисунок наносят кистями, по нанесенным линиям. Похоже на раскрашивание, или рисование по клеточкам, занятие чрезвычайно увлекательное. Финишный слой – акриловый лак, обычно матовый или полуматовый, дающий шелковый блеск. Кракелюрные лаки можно применять как однофазные – наносятся на картину, и при высыхании растрескиваются и создают красивый художественный эффект старины, так и двухфазные. Вторые – наносятся в два приема, разным составом, и после растрескивания второго слоя получившиеся трещинки затирают металлической – бронзовой или серебряной пудрой, или густой краской. Кракелюр можно выполнять нитяной, очень тонкими изящными линиями, или крупный, эффект совершенно разный. Кракелюрные составы тоже разные, их видов имеется множество, так же, как и акриловых красок – с перламутром, металлик, с шариками стекла и др. Выбор зависит от идеи фрески, ее тематики и стиля.
Потрескавшаяся в результате усилий художника фреска выглядит старинной, естественной и создает особую атмосферу в доме.
При создании фресок можно пользоваться приемами росписи по трафаретам и декупажем. Бумажная салфетка в оч.Умелых и увлеченных руках тоже может стать произведением искусства. Применяют как специальные довольно дорогие салфетки для декупажа, так и обычные столовые трехслойные салфетки, отделяя только один верхний красочный слой.
Фрагменты салфеток компонуют на стене, наклеивая на клей ПВА. Наклеить тонкий слой салфетки на стену непросто, но методы есть. Например, наклеивать с помощью полиэтиленового пакета. Салфетка накладывается на гладкий новый пакет лицом вниз, сбрызгивается из пульверизатора, аккуратно расправляется пальцами или кисточкой, а затем этот пакет прижимается к стене. Осторожно, с уголка, удалив пластиковый пакет, можно получить на стене гладкий цельный рисунок без морщин. Если не получилось с первого раза – салфетки и вода материал недорогой. Обычно получается у всех, со второго и третьего раза. Ровности границ рисунка и его фрагментов добиваться не обязательно, наоборот, без четких линий перехода картина будет естественней, а после состаривания кракелюром еще более органичной. Можно выделять и оконтуривать фрагменты фактурными шпаклевками и декоративными красками, нанося их губками или валиками с рисунчатыми поверхностями.
Имея желание и свое видение, можно создавать прекрасные вещи из подручных материалов, этот простой факт в доказательстве не нуждается. Сохнут акриловые краски быстро, через сутки – двое можно иметь готовую высушенную фреску.
Обои афреско
Еще один вариант созидания в доме старинных или современных фресок – воспользоваться особыми обоями – афреско. Красота и яркость обеспечены. Эскизы для афреско могут быть оригинальными, созданными вручную, такие обои стоят достаточно дорого. Основа флизелиновая, сама фреска выполняется из фактурных штукатурок. Полотно наклеивается на стену теми же приемами, как тяжелые обои. Есть афреско гладкие, есть с кракелюром - под старину.
Дизайнеры советуют, какие же темы и стили правильно применять для кухонь, спален и так далее. Смысловые и цветовые акценты важны, и стилистика тоже. Но главное – желание и предпочтения хозяев, а о художественных вкусах можно и не спорить.