Монтаж лепнины - а какой именно лепнины? Легкие полиуретановые молдинги и розетки наклеит даже ребенок. Монтировать лепнину из пенопласта для настоящего мастера - это даже обидно. А вот к гипсовой лепнине нужен профессиональный подход.
Монтаж гипсовой лепнины
Монтаж гипсовой лепнины достаточно сложен по причине хрупкости и изрядного веса элементов. Что касается приобретения, то стандартные (отлитые в многоразовых формах без дополнительной детализации) элементы вполне доступны, чего нельзя сказать о лепнине ручной отливки с узорами. Изготавливать лепнину самостоятельно - увлекательное и очень полезное хобби, но сэкономить особенно не получается, поскольку хорошая литьевая смесь стоит дорого. Кроме того, мокрые работы с гипсом трудоемкие и требуют отдельного помещения, оборудования (самое малое миксера для смешивания) и очень много времени.
И все же работы с гипсом по сравнению с деревянной резьбой намного проще и легче, они просто имеют свою специфику (мокрый процесс, создание условий на время твердения). В домашних условиях мастера без проблем монтируют лепные изделия небольших размеров - порезки, фризы, виньетки, уголки, розетки. Примерная последовательность работы:
- Обратную поверхность лепных элементов слегка подравнивают наждачной бумагой. Речь не о шлифовке - для хорошего сцепления она вредна, а только об устранении возможных дефектов монтажной поверхности: раковин, выступов, грубых заусениц.
- На монтажную поверхность наносят специальный клей и прижимают к основанию, обычно требуется фиксация в течении нескольких минут. Если элементы тяжелые, изготавливают кондуктор. Клей к началу работ уже смешан - один из рецептов: ПВА - одна весовая часть, воды - три части, и основной наполнитель клея - шпаклевочная гипсовая смесь с микрофиброй, например Пуфас (сухая смесь, добавляется в водно-клеевой раствор по инструкции на упаковке и быстро, но тщательно замешивается, точнее вымешивается - до состояния пластичного теста). Можно приобрести и другой клей, но это должен быть специальный состав для гипсовой лепнины.
- Подробнее о приклеивании: тестообразный клей наносят не жалея - при придавливании лепнины к основанию он должен выходить наружу, излишки сразу же удаляют шпателем, клей можно использовать повторно. В результате в месте контакта не образуется пустот, соединение заполнено целиком и слой клея равномерный.
- В процессе можно снимать излишек клея шпателем и использовать, но лишь до момента окончательной обработки по стыкам изделий и по швам примыканий. Тогда готовят свежий клей и тщательно проходят всю смонтированную лепнину заново, проверяя все швы, подмазывая и ретушируя. Там, где шов не будет виден, можно сделать небольшое уширение клеевого соединения (на уголок) для надежности.
Но массивные габаритные гипсовые украшения требует совершенно другого подхода. Карниз или фриз (декоративные, конечно же, а не как часть антаблемента), а также крупные потолочные розетки для люстр, габаритные декоры для стен - панно, панели и барельефы и так далее - все это невозможно укрепить просто на клей, каким был надежным он ни был. Порядок работы:
- Вкратце: лепнину приклеивают на смесь с Пуфасом, а затем фиксируют специальными нержавеющими саморезами. Чтобы незаметно вкрутить саморез и его шляпка полностью спряталась, перед закручиванием углубление под шляпку четь рассверливают (сверло нужно не тонкое, а большого диаметра).
- Подробнее: перед монтажом проходят все основание под лепнину, загрунтованную штукатурку, шпаклевочный слой или клеевую подготовку в зоне контакта насекают и слегка промазывают клеющим составом.
- Обратную (монтажную) сторону лепнины тоже промазывают клеем, но уже толстым слоем и сразу же прижимают к основанию согласно разметки. Излишек клея обязательно должен выйти по всему шву и клей тут же снимают шпателем, повторно не используют.
Лепнину фиксируют на основании, если это потолок - требуются дополнительные рабочие руки или сложный крепеж-кондуктор. Когда клей схватится, в засверленное отверстие вкручивают саморез. Шляпку можно спрятать уже после полного затвердения клея, для чистого декора потребуется немного гипсовой смеси с фиброй (Пуфас). После засыхания эта смесь должна быть той же структуры, что и гипс.
Особенности гипсовой лепнины
- Спрос на лепнину никогда не исчезал, несмотря на все модные тренды. Лепнина - древнейшее и гениальное изобретение человека, а под влиянием мощнейших древних культур приобрела не только вечную материальность, но и духовную сущность.
- Лепные элементы можно оставлять в первозданной белизне или декорировать дополнительно - красить, покрывать лаком, патинировать, что открывает еще больше возможностей для интерьерного дизайна.
- Конструкции из стандартных лепных элементов можно создавать очень сложные, отделывать ниши и камины, карнизы, колонны и пилястры, кессонные потолки и даже мебель.
- Индивидуальный заказ лепнины для криволинейных оснований и подгонки по месту - это дополнительные затраты, но тем не менее, литые декоры единственные, дающие такую возможность.
- Лепнина при всей сложности ее изготовления и монтажа имеет преимущество перед жесткими конструкциями - она пластична, гибка и выразительна, а отделываемой конструкции дает не только декор, но и дополнительную прочность.
- Еще один бонус гипсовой лепнины, который редко упоминается: гипс - отличный изолятор и может монтироваться в прямом контакте с электропроводкой.
Монтаж полиуретановой лепнины
Монтаж лепнины из полиуретана, легкой и пластичной, намного проще. И все же требуется незаурядное терпение и аккуратность, чтобы точно подогнать элементы по уголкам, подрезать их по месту и скрепить стыки при необходимости мебельными скобами (в сложных участках и при монтаже крупного декора).
По части стыков - полиуретановая лепнина обычно имеет готовый набор внутренних и внешних угловых доборов - монтаж получается чистым (конечно, если основание без дефектов). Пластичность изделий позволяет монтировать по основанию со слабовыраженной кривизной, "непрямыми" прямыми углами стен, но все же зачастую нужна подрезка и подгонка. Режут полиуретановые молдинки канцелярским ножом; клей - специальный для полиуретана (нужно два вида - стыковочный, "сваривающий" полиуретан в единое целое, и монтажный для обратной стороны), выбор клеев широкий.
Особо следует сказать про подготовку основания. Хотя лепнина из ПУ и легкая, и монтажный клей адгезивный, все же клеить на обои или старую краску по меньшей мере непрофессионально. Такой монтаж может подвести в будущем. Все основания должны быть прочными, чистыми, ровными и абсолютно сухими. Крепеж ПУ на влажное основание гарантированно создаст проблемы в будущем - отслаивающиеся лепные украшения придется еще и еще раз подклеивать.
Еще важный нюанс: купив и привезя домой лепнину, особенно зимой, придется подождать с монтажом минимум сутки - полиуретан должен "отлежаться" - адаптироваться к температуре и влажности помещения. В отличие от монтажа гипса полиуретановые элементы требуют больше специфического инструмента:
- Для розеток и кессонных элементов нужно стусло, а также специальная мелкозубчатая ножовка. Резать полиуретан легко, рез получается гладкий.
- Мебельный степлер со скобами.
- Монтажный пистолет для нанесения клея и картриджи.
А также расходные материалы: для качественной фиксации к бетону - саморезы, по дереву - отделочные гвозди, для стыков габаритных элементов - скобы.
При монтаже клей наносят и на основание, и на обратную сторону лепнины. Излишки клея сразу же удаляют шпателем и влажной губкой. При монтаже линейных элементов - молдингов, карнизов и так далее стыки монтируемых элементов тоже крепят, но на другой клей - стыковочный, сваривающий полиуретан. Монтажный и стыковочный клеи можно наносить одновременно - один на рабочую поверхность, второй - на зону стыка, и формировать на основании готовое лепное украшение, подгоняя элемент точно по месту монтажа и стыкуя с предыдущим элементом. Сложность представляет монтаж радиусных элементов - приходится прибегать к фиксации мебельными скобами. Но благодаря пластичности ПУ все получается: лепнину "притягивают" к стыкам и основанию, фиксируют степлером и прижимают, пока клей не схватится, после чего декор стабилен.
И конечно, не обойтись без финишной обработки - стыковочный клей срезают ножом там, где его излишки проступили из стыка, чуть шлифуют места стыков мелкозернистой наждачной бумагой. Остается лишь зашпаклевать стыки и окрасить лепнину, и здесь открываются новые возможности декора - лакировать или патинировать, сохранить белый цвет, оттенив его матовым лаком, и многое другое - согласно задуманному дизайну.