Гризайль - так называют живопись в одном тоне, обычно в сером или сепии (изначально это пигмент из чернил морской каракатицы, мягкого коричневого оттенка); слово произошло от французского gris, grisaille. Серые интерьеры в тонах гризайль - это что-то особенное, оценить такую красоту дано не всем. Возможно, нужно обладать кошачьим зрением. Тем не менее, монохром в интерьерной отделке не выходит из моды, хотя и никогда не был на пике популярности.
Гризайль в интерьере
Гризайль в интерьере - это точная и тонкая работа. Чтобы правильно выбрать оттенки и переходы-переливы цвета, требуется чутье и мастерство. Интересно, что при появлении техники гризайль мастера работали только с тремя цветами - черный с белым (что в смешении дает огромное разнообразие серых тонов) и белым с коричневым (сепия). Но сегодня цветовые вариации гризайль намного шире и свободнее, и возможен даже третий, четвертый и далее тон, причем не обязательно пастельный. Гризайль уже не сер, он многоцветен, но сохранил и свое очарование, и уникальные эффекты - с помощью размытых полутонов и переливов цвета мастер создает на плоскости объемное изображение. Рельефные объекты в этой технике выглядят очень реалистично, хотя написаны на абсолютно плоском основании. Для интерьерных работ - росписи, фресок в различных стилях это дает невероятные возможности и несмотря на обилие отделочных материалов, эта сложная техника популярна и востребована.
Из истории техники гризайль
Рисунки в технике гризайль хорошо знакомы архитекторам. Макеты и отмывки, эскизы, планшетные рисунки в перспективе - это зримая, важная часть проекта. Гризайль может использоваться как подручный, технический инструмент. С помощью этой техники можно "делить" объемный предмет на плоскости - выполнять фронтальный, боковой вид, вид сверху, причем не в чертежном исполнении, а в художественном.
Первые образцы монохромного рисунка относятся ко временам античности. Таковы были иллюстрации в старинных рукописях и печатных изданиях. Средневековый гризайль неплохо сохранился до наших дней - тоновая живопись украшала и дворцы, и богатые поместья, интерьеры и фасады. Сохранившиеся рисунки характерны крупным размером и обилием деталей, стилистикой барельефа, симметрией. Монохромная живопись отлично имитирует отделку камнем, и порой не сразу удается рассмотреть и поверить, что узор вовсе не резной и не объемный, а плоский рисунок на штукатурке.
В эпоху Возрождения гризайль еще раз вышел на пик моды - в этой технике были созданы великолепные фрески. А 17-ом и начале 18-го века гризайль ушел в тень, коллекционеры отчего-то потеряли к нему интерес, серая живопись стала выглядеть более эскизно и линейно и терялась на фоне новых стилей и приемов художников. Гризайль прошел очень долгую, хотя и не бурную историю и сегодня представляет собой самоценное направление в искусстве. Популярен интерьерный гризайль не только у гурманов и знатоков, данная техника помогает создавать удивительно нежные, атмосферные декоры.
Особенности техники гризайль
В данной технике художники создают изображения, удивительные по реализму и точности. Скульптуры и рельефные фигурки, крупные объемные арт-объекты, сложнейшие затейливые орнаменты в монохромной технике настолько точны, что кажутся даже не фотографией, а полновесным 3D-форматом.
Художник, работающий в технике гризайль, применяет всего один или два цвета - это белый с черным или коричневым. Но это не догматическое правило, а скорее особенность техники. Мастер свободен в выборе и реализации и может добавить и других оттенков - но обычно это сложные, притягивающие цвета: лавандовые, пыльно-пурпурные, холодные розовые; необычный завораживающей эффект дает добавка черного цвета к рисунку, где базовый цвет - коричневый. Впрочем, у мастеров свои секреты, и непрофессионалам остается лишь любоваться. Первым "посторонним" цветом в работах гризайль стал красный.
Гризайль - это еще и учебная техника. Во всем мире ученики начинают с рисунков угольком и мягкими карандашами, с эскизов и передачи теней для объема. Вероятно, затем в ход идет гуашь и акварель, чернила, сепия. Темными оттенками выполняют тени, более светлыми полутона, и самыми светлыми - блики.
Для самостоятельного декора интерьера знакомство с техникой гризайль может быть очень полезно. Особенность этой техники - понимание и использование в полной мере тональных переходов одного цвета; увидеть градацию оттенков одного цвета и научиться замечать не один серый, красный, желтый и так далее тон, а все его оттенки - первый шаг к созданию собственного, уникального декора. Гризайль можно применить для отделки стен и оконных откосов, выполнить фрагменты декора, украсить простенок или сделать яркую акцентную стену. Можно использовать шаблоны, трафареты, эскиз по квадратам. Видя получившуюся красоту, порой трудно поверить, что это сделал не профессиональный художник.