Кресло с ушами

Кресло с ушами, оно же wing chair - крылатое кресло, или, если угодно - "вольтеровское" кресло - это совершенно удивительный предмет мебели. И история кресла с ушами не менее удивительна, а так же и то обстоятельство, что это гениальное старинное кресло (ему более трехсот лет, считая с конца 17-го века) можно идеально вписать в любой современный интерьер.

Английское кресло с ушами

Английское кресло с ушами - одновременно классика и авангард, смотря что считать точкой отсчета. Если английский стиль - то да, это чистейшая классика: сиденье-трон, высокое и глубокое, на объемные подлокотники можно не просто положить отдыхающие руки, а еще и поставить поднос с чаем (хотя это уже для экстремалов). Но главное - выступы по бокам спинки, похожие и на уши, и на крылья - кто как видит. Сидя в таком кресле у камина, можно спокойно дремать и не бояться, что прилетевшая искра от поленьев подожжет одежду - поэтому кресло называют еще и каминным. Высокая вогнутая спинка помогает сохранять тепло - настоящая грелка. И от сквозняков мебельные "уши" неплохо защищают - почувствовавшие "вкус" данного удобства частенько говорят, что это кресло стало их любимым до конца жизни - и не только у камина, а также и у телевизора или просто с книжкой в руках.

Если ориентироваться на современную свободу интерьерного дизайна и склонность к индивидуальному подходу, то "ушастое" креслице будто специально создано для эпатажа. Настоящий авангард - когда ты молод, сквозняки не ощущаешь пока они не достигают шквалистого ветра в спину, зато нестандартная спинка кресла просто зовет подчеркнуть этими "ушами" интерьер стиля бохо, гранж, лофт, ретро-футуризм.

Из истории вольтеровского кресла

Почему кресло называли вольтеровским, историки моды точного ответа не дают, и вопрос этот даже считается спорным. Дело в том, что гениальный вольнодумец, мыслитель и писатель во время вхождения в моду этого кресла был уже стариком, тяжко болел и наверняка предпочитал удобное, мягкое и защищающее от сквозняков кресло. Возможно, модный бум кресла и Вольтер соотносятся лишь по времени - поздняя популярность Вольтера в мире, в том числе и в России (Екатерининская эпоха) совпали. Интересно, что по данным историков и портретам Вольтера кресла, в которых он сидел, совершенно не похожи на кресло с ушами; великий философ и здесь был оригинален и в немалой степени аскетичен. Если верить скульптору Гудону и Эрмитажу, то кресло старика Вольтера больше напоминало стул с небольшой подушкой на сиденье и без всяких излишеств.

Еще интересный факт - литературный: немало знаменитых писателей упоминали вольтеровское кресло, данное сочетание слов, если можно так сказать, стало чем-то вроде мема, и при словах "графиня сидела в вольтеровском кресле" читатель сразу же понимает - графиня стара, наверняка слаба, вероятно капризна, но очень богата. Вольтеровское кресло очень часто встречается в романах Льва Толстого: «Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло…» («Война и мир»); можно встретить данную мебель и у Ф.М. Достоевского «… сам же заседал неизменно в старинных истертых вольтеровских креслах …» («Бесы»); отличил это кресло и Тургенев ("Дворянское гнездо"), да и практически все русские писатели 18-19 веков.

По поводу Вольтера: он действительно сам придумал и сконструировал для себя особенное кресло, но оно больше походит на стул - небольшой, компактный и практичный, с невысокой спинкой. В Московском историческом музее можно увидеть вольтеровское кресло семьи Пушкиных от мебельщика Гамбса: согласно счета, это было "... вольтеровское механическое кресло с пюпитром, отделанное красным сафьяном, стоимостью 375 рублей".

Множество названий кресла говорят сами за себя:

крылатое, "с ушами", и даже " со щеками", дедушкино, каминное, "вольтеровский стул". Срок популярности уникальный - более трехсот лет без перерывов, а основные ассоциации по свидетельствам множества людей - это "изысканность", "аристократичность" и "комфорт".

Есть мнение, что происхождение данного кресла ничего с изысканностью общего не имеет - это был исключительно утилитарный подход к мебели. Конец 17-го века: печное и каминное отопление, сквозняки и холод в помещениях, сомнительное качество теплоизоляции, как мы сегодня говорит, ограждающих конструкций. Подобное кресло или стул - с выступающими боковыми частями, сохраняющими исходящее от камина тепло, было просто данью практичности. Первые кресла даже не имели обивки. А роскошными они стали позже, при Анне Стюарт и рассвете стиля барокко - кресла стали обивать мягким текстилем, далее в ход пошли бархат и парча, мягкая кожа, появились и модные атрибуты - гнутые ножки, яркие декоры, вышивка и лак. Кресло в течении трех веков считалось непременно приметой уважаемого клуба и дорогой библиотеки.

Особенности вольтеровского классического кресла

Конечно, это кресло, даже в самой современной аранжировке не спутаешь с другими - оно особенное, тяжеловесное и изящное одновременно, и обладает легко узнаваемым обликом и характером:

  • Практичное, удобное, широкое, с большим углубленным сиденьем - в кресле потрясающе комфортно и можно просидеть целый вечер. Сесть в это кресло легко - а вот встать из него нет никакого желания.
  • Ножки обычно низкие, зато их форма и изгибы могут быть самыми разными, под определенный стиль - фигурными, ампирными, резными или абсолютно в духе минимализма, прямыми и лаконичными. Материал ножек может быть самый разный: дерево и металл, каучук, пластмасса.
  • Обязательна высота спинки, чтобы можно было полностью облокотиться спиной и даже головой. В целом кресло отличается большим габаритом, это его неотъемлемая особенность, и в маленькое помещение его встроить трудно. Высота кресла - не менее метра, ширина обычно от 65-68 см.
  • Боковые выступы - небольшие или очень большие, прикрывающие сидящего, в подобном кресле можно комфортно поспать.
  • Подлокотники составляют с основанием кресла и спинкой единое целое. В кресле есть что-то от модели кокона, хотя форма четко говорит о том, что это сиденье - стул; возможно, в вольтеровском кресле впервые в истории отразились бионические концепции далекого будущего.
  • Особенный декор - отделка молдингом по кругу вокруг спинки и подлокотников; вышивка строчная и рококо, каретная стяжка по спинке и выступам.

Налицо очень современная эргономика, хотя облик кресла может быть антикварным и даже архаичным - роскошный парадокс и возможность использовать кресло в самых современных дизайнах для дома и квартиры.

Еще ряд достоинств "кресла Вольтера":

  • Эстетическая притягательность. Кресло радует взгляд, и вместе с тем зовет присесть и отдохнуть.
  • Создает особую атмосферу в комнате, напоминает старинное и в то же время идеально сочетается с современным интерьером.
  • Возможен самый разный декор - от лаконичного до роскошного: черный лак, кожа, замша и бархат, вставки из дерева драгоценных пород и т.д. Любой цвет, облик, обивка; хотя очень часто самым удачным становится классическое каминное кресло с кожаной обивкой сдержанного, натурального оттенка.
  • Подходит для любого стиля, создает баланс: в вычурном интерьере рококо служит "точкой опоры", выглядит классически-строго, а в современном стиле выглядит ярко, декоративно и в то же время респектабельно.

В современных интерьерах вольтеровское кресло остается популярным, нередко оно используется как акцент, но также часто и в качестве основной мебели - слегка видоизмененное под нужный стиль. Дизайнеры очень любят вольтеровское кресло и включают его в оригинальные интерьеры, в эклектичные проекты, в подчеркнуто исторические и тематические оформления; модернизируют это кресло до неузнаваемости, оставляя только узнаваемые "уши" или березно сохраняют первозданный облик, совершенствуя лишь декор. Есть мнение, что современное вольтеровское кресло выглядит на порядок изысканнее и благороднее, чем старинное - благодаря качественным новым материалам и точным пропорциям. В то же время "кресло Вольтера" навсегда сохранило в себе старинный шарм, благородство и совершенно особый стиль. И стиль этот удивительно точно сочетается с современными интерьерными стилями, такими как эклектика, лофт, кантри, скандинавский минимализм и др.

Современное вольтеровское кресло

Читая Толстого или Достоевского, можно многое понять о жизни в те времена, включая и самые бытовые утилитарные ее аспекты - например, мебель. И вольтеровское кресло неизменно предстает с каким-то тяжелым, болезненным оттенком - в этом кресле сидят аристократические бабушки и дедушки, с тем чтобы пересесть из него уже только "... в спальню, в высокую постель с подушками, обшитыми кружевами ". И тут хочется поспорить - почему это комфортная мебель примета старости, вовсе нет! В современных интерьерах нашлось место не только дизайнерским интерпретациям каминного кресла, но и самым старинным образцам, и что особенно интересно - вольтеровские кресла одинаково хороши и уместны как для классики, так и для стиля хай тек.

Варианты современного кресла с "ушами":

  • Классический: гнутые низкие ножки, глубокое сиденье, прямая высокая спинка с выступами и широкие подлокотники - мебель, чтобы уютно почитать и просто спрятаться от дневной суеты. Для интерьера стиля классицизм, ампир, барокко и рококо, ренессанс; а также и для стиля лофт, сканди, ар деко, хак тек, минимализм - все дело в цвете и декоре.
  • Для яркого интерьера: кресло объемное, с прямыми линиями, почти без изгибов, ножки незаметны и могут быть спрятаны в подиум, декор неназойлив или отсутствует, цвет - монохром. Но при этом возможна оригинальная отделка металлическими накладками, стяжкой, кожей, мехом.
  • Кабинетное и компьютерное кресло: принадлежность к вольтеровскому стилю на первый взгляд незаметна, но при этом есть глубокое сиденье, высокая спинка и мягкие подлокотники, и вся конструкция может быть цельной и опираться вместо гнутых ножек на крестовину с колесиками. Если бы во времена Вольтера были компьютеры, то кресло стало бы именно таким.
  • Компактное: удобное как каминное, но легче и по форме, и по весу. Идеально для современных интерьеров и уместно для стиля минимализм. В сочетании с подножкой еще комфортнее.
  • Для винтажного интерьера - кресло Бержер, историческая французская модификация вольтеровского кресла; отличие - не прямая, а полукруглая спинка. Очень удобное и декоративное кресло, считается классическим для интерьеров ретро, винтаж, отлично выглядит на фоне стен с лепными украшениями.

На самом деле ограничений в стиле нет - каминные кресла за века популярности видоизменялись не раз, и всегда можно подобрать модель кресла точно под нужный стиль.

Каминное кресло в квартире

При всех достоинствах вольтеровского кресла - оно тяжеловесно, изначально создавалось под просторный интерьер и может "грузить" и физическое пространство и эмоции. Чтобы такой эффект минимизировать, нужно всего лишь найти для кресла оптимальное место - по торцам стола или в углу комнаты под торшером.

  • Кресло может и солировать, и выступать в паре. Одно кресло - это просто: в уютный уголок у окна или возле дивана, а для двух одинаковых или разных(так даже интереснее) вольтеровских кресел возможны варианты:
  • Одно - у журнального столика, второе - рядом у камина (как правило, камин стилизованный или биокамин, но атмосфера все же каминная).
  • Два парных каминных кресла заменяют диван, при этом выглядят оригинально и уютно.

В спальне место каминного кресла чаще всего у туалетного столика - если не предусмотрен камин. Очень удобно также у окна, на фоне портьер вольтеровское кресло выглядит особенно элегантно. Очень важны пропорции: такое кресло не для маленькой спальни.

Ремонт и отделка|28 ноября 2024 в 06:45| Кресло с ушами, Вольтеровское кресло в интерьере
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь