Цветочный стиль в интерьере все чаще заметен, и в уходящем 2024 году, вопреки ожиданиям, цветочные мотивы и принты были популярны и отразились во многих стилях - неоклассика, кантри, лофт расцветились крупным форматом и взрывной яркостью. В основном цветочные мотивы предстали в виде фотообоев, текстиля, но что интересно - в моду вошли трехмерные принты с цветами.
Интерьер в цветочном стиле
Интерьер в цветочном стиле вызывает разные эмоции - кто-то считает цветочки пережитком эры дефицита, когда только яркостью можно было скомпенсировать скучные фактуры и оттенки отделочных материалов. Бумажные обои, серый кафель, масляные краски, незабвенные оттенки охры и сурика в доме - все это нужно было чем-то оттенить. Но сейчас-то какая причина, чтобы так смело украшать дом невероятными цветами на обоях? Возможно, это реакция на минимализм.
Цветочные принты в интерьере
Есть любопытные прогнозы, что бум цветов в интерьере не за горами, вероятно, уже зимой-весной 2025 года появятся коллекции обоев нового цветочного формата - богемные, беззастенчиво роскошные, сочетающие ботанику с фантазией, как мог бы это сделать легендарный Вильям Моррис, художник 19-века, одним из первых предложивший флористические мотивы для классических интерьеров.
Обои Вильяма Морриса
Основатель и идеолог художественного стиля Art & Craft, появивишегося в Англии в 19-ом веке, вряд ли мог предполагать, что через двести лет его именем будут называть лучшие образцы цветочных обоев. Уильям Моррис рисовал очень своеобразные цветы для паттернов тканей и отделочных материалов - сродни готическим, но более мягкие и романтичные. В орнаментах Морриса много чертополоха, птиц, роскошных насыщенных темных тонов, а легко узнаваемые розы, лилии, пионы чередуются с совершенно мифологическими, как будто взятыми из колдовского Средневековья. Стилизация под готику очень изысканная и легко перетекающая в самый классический и сдержанный модерн.
Моррисовские обои, как называют образцы цветочных обоев и сегодня, необыкновенно красивы, но что удивительно - эта красота может радовать годами, находясь рядом на стене, на домашнем текстиле и декоре. Далеко не все стили и художественные приемы способны не доминировать, а мягко встраиваться в такую специфическую среду, как домашняя, личная жизнь человека.
Плавность ли рисунков, мягкие переходы цветов, или сказочная подача образов живых растений вперемешку с никогда не существовавшими в природе - но стиль Морриса не устаревает, а его обои на стенах (кстати, очень дорогие и престижные обои) не надоедают годами. Наоборот, как хорошее вино, становятся еще ближе и душевнее.
Говоря о Моррисе, почти всегда вспоминают его обои и рисунки для текстиля. Но он был удивительно разносторонним человеком, знал многие языки, писал стихи и прозу, издавал книги, был не чужд политике. Моррис изучал историю и искусство прошлых веков, и очень интересовался средневековьем. Возможно, поэтому его рисунки, пусть даже отраженные в таком утилитарном материале как настенные обои, так трогают и привлекают: в них определенно есть нераскрытые тайны. Обои Морриса добавляют в интерьер загадочности и интриги, и даже драматичности - и именно без этой "текстильной драмы" самый элегантный интерьер показался бы пресным.
Современные обои в стиле Морриса приобрели такие качества, как доступность, долговечность, а технологии печати и новые материалы обусловили и новые эффекты: обои по-разному смотрятся при естественном и искусственном освещении, позволяют скрыть небольшие дефекты стен - отделка моррисовскими обоями выглядит идеально гладкой. Сочетание приемов шелкографии и орнаментов Морриса позволяет создавать интерьеры одновременно сдержанные и яркие - идеальные не только для оформления только акцентных стен, но и для цельной оклейки помещений.
Цветочные мотивы и стиль интерьера
Цветочные мотивы к универсальным не относятся, и многие модные интерьеры их попросту не принимают - хай тек и минимализм с флористикой имеют общие точки разве что в украшении живыми цветами: букет как мимолетный декор.
- Прованс - тема цветочная, и все же флористика в провансальских интерьерах строго ограничена, и не может выйти за рамки малого формата. Только нежные букетики и мелкий принт на обоях, шторах, текстиле. Крупным цветам и фруктам место в корзинках на кухне, и то ненадолго, в качестве сезонного декора.
- Неоклассический интерьер слишком утонченный, чтобы позволить громадные букеты на стенах. Но в цветной графике, намеками, тонкими линиями флористика уместна, особенно если в точности повторяет цветовые акценты интерьера. Не живые цветы, а воспоминание о лете.
- Эко-стиль предполагает живые растения, а не нарисованные, и все же цветочные мотивы в экологических интерьерах органичны. И хотя приоритетны зеленые стены, мох, мини-оранжерея - цветам на отделке месть есть, а также на коврах, текстиле, домашней утвари.
Интерьер в стиле модерн принимает цветочные принты полностью - и если классика модерна основывалась на плавных линиях и формах, а цветочные мотивы присутствовали в фантазийном стиле, напоминающем гербарий, то современный модерн эклектичен и демократичен: гигантский размер цветов и даже их трехмерность только в плюс. Единственное ограничение - огромные цветы могут быть только акцентом: на стене, ковре, ширме. Баланс достигается сочетанием нейтральной отделки и повторением оттенков в шторах, коврах, декоре. Как и в неоклассике, цветы похожи на сон, это еще не картина - только эскиз.
- Зато в интерьерах кантри, шебби-шик, бохо - цветам раздолье. Правда, и здесь эскизные мотивы, гризайль и полутона уместнее фотообоев с глянцем. И все же трансформация этих интерьеров возможна в сторону расцвечивания.
- Эклектика - стиль, полностью приемлющий цветочное разнообразие и легко сочетающий два-три стилевых набора: кантри и эко-стиль, гламур и лофт, будуарный стиль и современную классику.
Цветочные принты и интерьеры со времен Вильяма Морриса видоизменялись не раз, и каждое десятилетие приносило что-то новое:
- В 60-ых годах цветочный принт был на мебельных обивках, декоре, обоях, домашнем текстиле и шторах. Через 10-15 лет цветы в интерьере предстали в неоновом окрасе и линейно-геометрических формах, и лишь к концу века интерьерные цветы приобрели утонченность и шик.
- Бум фото-цветов в начале нашего века был ярким, но недолгим. Крупноформатные розы, лилии, орхидеи в окружении тропической зелени был слишком фотогеничны, идеальны и все-таки очень велики для домашнего уюта. Постоянно иметь перед глазами розы размером в футбольные мячи - не слишком приятно и вряд ли приближает к живой природе. Фотография - массовое искусство и в виде обоев имеет быстротечный эффект новизны.
Но цветочные мотивы не ушли из интерьеров, а получили индивидуальность. Хотя это сложнее, чем наклеить фотообои - но все же желающие иметь уютный и художественно оформленный интерьер обратились к индивидуальным дизайнам, услугам декораторов, а кто-то предпочел собственные рукоделия. Барельефы и граффити, наклейки и трафаретная роспись, и даже рисование по клеткам может придать интерьеру самобытность и собственный душевный настрой, которого в цветом фото нет и быть не может.
Нюансы цветочного интерьера
Своими руками создать любимый интерьер - просто, и в последние годы все больше сторонников индивидуальных интерьеров предпочитают эклектику минимализму. И конечно, цветочная тематика может играть главную роль:
- Крупный формат на обоях, панно, модульных картинах всегда применяется дозированно - и если цветочный паттерн украшает стену, то эта стена всего одна, акцентная, а все остальные отделаны в нейтральном оттенке.
- Сочетание цветочного декора разных стилей, размера, цветовой гаммы - интересный, но сложный для начинающего оформителя ход. Скорее всего, получится поп-арт или колхозно-сельский интерьер времен повального дефицита, хотя эксперименты сами по себе интересны.
- Выбирая цветочные мотивы и фото с одним-двумя контрастными оттенками, ошибиться невозможно. Очень яркие и броские фотообои - сигнал опасности, сама по себе яркость быстро надоедает, если она не служит какой- либо общей идее.
- В небольших комнатах крупноразмерные цветы могут стать источником дискомфорта; исключение - акцентная отделка малого формата.
Для гостиной и детской цветочные мотивы лучше подбирать в сдержанной гамме и постепенно добавлять красок, так проще понять, когда нужно остановиться.