Резной декор

Резной декор, роспись, домовая резьба - сегодня все это принято считать больше народным творчеством, чем сколь-нибудь полезным декором фасадов и интерьеров. Но если вспомнить, сколько сотен лет дома, окна и двери, наличники и карнизы, да и по сути все элементы фасада украшались резными декорами - становится понятно: что-то с тенденциями не то. Как же получилось, что великолепные отделки, делающие дом уникальным и самобытным, считаются немодными? Впрочем, у резьбы и росписи есть свои поклонники и даже фанаты, и своя ниша в архитектуре частных домов. Наследие предков не исчезает бесследно, и неизвестно - будет ли очередной бум домовой резьбы и росписи, и когда это случится, но хочется верить, что великолепная, характерная и тематическая (а может, и магическая "обережная") резьба никогда не исчезнет с домов и улиц наших городов.

Декор резных фасадов

Декор резных фасадов имеет настолько древнюю и запутанную историю, со столькими ответвлениями и разночтениями, что "ныряя" в эту информацию, всегда попадаешь в разную тематику. Достоверно и повторяется во всех источниках, учебно-документированных и просто популярных тот факт, что древняя символическая резьба служила целому ряду задач, из которых не последней был оберег. И поскольку огромные массы людей искренне верили в то, что вырезанные на доске знаки и символы защитят их дома от огня, детей от болезней, а скотину от порчи - то эта вера как минимум создала мощный эгрегор. Есть научное мнение, это подтверждающее: древние славяне признали мистические и магические свойства домовой резьбы далеко не сразу, вначале резьба была лишь украшением, тем более что искусство декора по дереву отлично продавалось: расписная посуда и мебель, детские игрушки и различная утварь, прялки и многое другое - все эти изделия ремесленников находили быстрый сбыт на рынках. И все же резные декоры постепенно стали чем-то большим, чем "маркетинговый декор", в них стали верить: узор на наличниках и карнизе защитит от злых духов и неудач.

Из истории резных фасадов

Точной информации о том, кто и зачем впервые стал украшать дома резьбой, нет; возможно, ими были викинги, жившие в 8-ом веке нашей эры на территориях современной Дании и Норвегии. Вначале декоры служили для украшения и придания вещам индивидуальности, но спустя сотню-другую лет сложился своеобразный рунный словарь на основе элементов резьбы, и эти руны викинги принялись наносить не только на дома, но и на ограды поселений для защиты, на оружие, одежду, конскую сбрую и т.д. И не совсем понятно - что же было раньше, руны или резьба наличников; возможно, что все было наоборот - это декор домов и одежды стал повторять еще более древние руны?

На Русь домовая резьба пришла еще позднее - примерно в 10-ом веке. Идеи декора принесли варяги - странники, торговцы, наемники. Переняв рунную роспись и резьбу у пришлых, славяне модифицировали ее согласно собственной религии и видению, и интересен факт, что узорам был придан более мирской, бытовой смысл и внесена природно-религиозная тематика: образы солнца и грома, земли и деревьев, животных диких и домашних. А также и совершенно невероятных существ - то ли русалок, то ли змей в облике человека. Старинная домовая резьба обладает совершенно другим колоритом и характером, если сравнивать с современными образцами, хотя рунные символы и сохранены, органично и незаметно включены в орнамент. Резьба по кости с изображениями божественных сущностей - берегинь (не путать с русалками, они относятся к нечистой силе), вычеканенные на металлах образы львов, драконов, коней, не совсем обычных, а анатомически просто невозможных - все это могло бы сохраниться и в домовой резьбе, не будь дерево настолько недолговечным материалом. И все же в музейных фондах можно найти сохранившиеся образчики резьбы с изображениями, которые спустя века приобретали и политические подтексты, и просто имитировали какой-либо модный стиль (барокко, классицизм, рококо, как во время Петра Первого). Древние изображения имеют совсем другой характер и колорит - они необычайно, даже пугающе реальны.

Первые обереги были простыми: доски с резьбой, установленные над окнами и на входе в дом - вероятно, чтобы нечистая сила не могла проникнуть внутрь. Обережная магия была тесно связана с мистическими планами всего живого, включая и природные стихии - они приравнивались к божественным сущностям. Цельная картина мира древних славян, вероятно, была намного более последовательной и глубокой, чем можно судить по сохранившимся сведениям. И малая, а скорее - ничтожная, часть этой картины отразилась в обережной "магии" и пришла к нам из прошлого в виде художественного искусства и народного промысла: домовой резьбы.

Ключевые элементы домовой резьбы

Основной элемент всегда солярный: это Солнце как божество и первичный источник жизни, бог света и тепла Дажьбог. Символ - круг с лучами и пересекающимися внутри линиями, геометрически точный и строго симметричный. Знак Солнца украшал самый верх крыши, точку конька, выходящую на фасад дома. Крыша из двух скатов не была технически единственной моделью для древних строений, однако ее символизм бесспорно доказан: движение Солнца по небосводу - сначала к верхней точке, затем вниз. Солярный символ в виде свастики-коловрата и громового знака - шестиконечного креста, описанного кругом (колеса колесницы Перуна) мог присутствовать в более сложной резьбе, но главный солярный знак - круг с лучами, все же первичен.

Интересна славянская свастика - она могла быть статичной или динамичной в зависимости от расхождения лучей от центра - в одну сторону или в разные. Но свастика в виде колеса могла "катиться" только посолонь - по ходу Солнца. Вывернув свастику наизнанку, можно заставить ее катиться в противоестественном направлении - противосолонь: этот знак считался черно-магическим и призывающим зло и смерть. Черную вывернутую свастику не случайно назначили нацистским "символом веры" гитлеровские идеологи, но время показало, что ничего у них в итоге не получилось и сакральный перевертыш не помог.

Восьмилучевой коловрат символизировал бога мудрости Сварога, создателя земли, людей и животных. Упрощенные знаки коловрата - розетки, цветки, изображения креста. Крест в символическом словаре древних славян означал вечность, жизнь, небо - и еще, что любопытно: два начала - мужское и женское. Дуальность пронизывает все славянские ключи, и смыслы этой двойственности находятся на разных планах, в духовном мире и плотском: земля - небо, солнце - дождь, мужчина - женщина, день и ночь, рождение и смерть, добро и зло. Почти все знаки изображаются парно, и это не случайность и не дань симметрии узора, а передача двойственности всего сущего.

Второй по важности ключ резьбы - это знак дождя. Вода как источник плодородия, вечного возрождения и жизни, в резьбе очень ясна - это капли дождя и полосы, иногда полосы смыкаются и пересекаются. Знаки дождя украшают стык фасада и фронтон, карнизы, вертикальную обналичку окон и дверей. "Дождь" всегда ниже "Солнца".

И третий ключ - Земля, в нижнем плотском плане - поле земледельца, резной ромб, прямоугольник, квадрат. Полей-элементов может быть много, из них составляются очень сложные узоры. Земля - поле всегда размещается под Солнцем и Дождем.

Солнце, Земля и Вода - основные символы, в более сложной резьбе широко использовался также огромный словарь вспомогательных, причем наверняка мастера видоизменяли знаки, и столетиями резьба становилась все сложнее и возможно, теряла часть сакральных смыслов. Поэтому неудивительно, если изображения могущественных божеств приобретали черты бытовые, близкие, а то и отображались настолько схематично, что превращались в несложный орнамент:

  • Богиня плодородия Мокошь - женщина, поднявшая руки к солнцу или опустившая ладони к земле, будто бы благословляя; вокруг - схематические изображения птиц и зверей.
  • Велес - бог подземного и подводного мира, антагонист и дуальная противоположность Перуна: схематические изображения Велеса украшают наличники окон: Велес - даритель богатства и процветания.
  • Мировое древо - ось мира, с корнями в мире Яви и ветками в мире Прави, где-то посредине лежит иллюзорный мир Нави. Лес в резьбе тоже очень схематичен, но узнать можно.
  • Знак папоротника, или огнецвет - украшение для ставень, наличников, углов дома. Символ удачи и везения, напоминание о том, что стать сильным, мудрым и богатым можно и своими силами - просто отыщи цветок папоротника.
  • День, стороны света, пространство - скрещенные стрелы; точное значение этого символа мы вряд ли когда-нибудь поймем.
  • Звериные знаки - явно более земные, нижнего плана: лошади (выносливость) и олени (долголетие), ворон (мудрость), сокол (смелость), а также голубь - счастье в доме и дети; голубки на наличниках изображались парно, и этот символ дошел до наших дней - обычай выпускать на свадьбах голубей неизменно популярен, хотя его символизм понимается и не полностью.

Языческие верования и символы пережили даже христианство. Но их смыслы утрачены и сохранились лишь намеками. Современная домовая резьба включает древнейшие символы и мотивы, но их значение почти утрачено. Возрождение резных декоров возможно, хотя по сравнению с технологичными, быстрыми, тенденциозными строительными методиками резьба проигрывает - она слишком художественна и индивидуальна, чтобы стать массовым декором. Тем не менее, техника и оборудование для создания прорезных элементов из дерева, считающихся самыми сложными имеется. Классические сплошные наличники и карнизы по шаблону или трафарету (барочная, или глухая резьба) способен создать любой начинающий мастер, и доступность резьбы безусловный плюс - возможно, в будущем интерес к резным фасадам возродится.

Дома и коттеджи|09 января 2025 в 06:47| Резные фасады, Резной декор
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь