Домовая резьба

Домовая резьба - одно из интереснейших направлений народного творчества. И одна из удивительных черт домовой резьбы, росписи и художественной обработки дерева - это необычайное чувство реальности, и филигранное сплетение этой реальности с фантазией. Рунные ключи древнеславянского словаря так органично вплетаются в фасадный резной декор, что узнать их очертания в замысловатых орнаментах или в строгих геометрических узорах можно только пристально вглядываясь, и притом понимая хотя бы основы построения художественной резьбы. Сакральные элементы, обережные и магические символы сохранились до сих пор и продолжают украшать не только памятники истории, а обычные частные дома - конечно, если их владельцы предпочли унифицированным трендам самобытное родное искусство.

Резьба на фасаде

Резьба на фасаде, особенно старинная резьба, по мнению историков и архитекторов - за века существования впитала в себя многие приметы разных стилей, от классицизма и барокко до новейших революционных веяний (в деревнях русского Севера и Поволжья можно увидеть резные декоры с подобной тематикой - звезды и флаги, символика Октябрьской революции). Но ни русское барокко, ни авангард, ни европейская классика так и не смогли заставить исчезнуть древние народные образы из мифологии и языческих верований - сказочных сиринов и драконов, змей в человеческом образе, водяниц-русалок.

Примеров архитектурного декора, сохранившего наряду с новыми веяниями древнюю символику, очень много. Например, дома в Сергиевом Посаде - имеют богатейшее резное убранство, причем всегда индивидуальный, повторений почти нет. Техника исполнения резьбы разнообразна: резьба объемная, ажурная и накладная, пропильные подзоры на фронтонах резьба на карнизах и наличниках окон; но если многие элементы резьбы повторяются через дом или даже через улицу - то солярные изображения: Солнце в виде вихревых розеток, многоугольных "коловратов", многолучевых звезд и цветков, обязательно есть на каждом фронтоне, на слуховом окне, пилястрах, наличниках, консолях и капителях.

Накладки на фризах балконов и крылец включают прямоугольники или ромбы с внутренними сплетениями узоров - символы Земли или Поля. Один из древних символов легко узнают даже никогда не интересовавшиеся языческими славянскими рунами - это символы Дождя: очень похожи на капли и струи воды, и тоже есть практически в каждом образчике богатой домовой резьбы независимо от времени создания.

Домовая резьба Поволжья

Близость к судоходной реке повлияла и на тематику, и на технику резьбы: очень распространена в волжских селах барочная резьба. Со стилем барокко это название ничего общего не имеет - речь о барках - больших не самоходных судах, которые украшались глухой резьбой. Глухая - означает без ажура, без пропилов, выполненная на цельной доске, и возможно, также накладным способом. Еще называют эту технику "корабельная резь." Основной элемент, который украшали барочной резьбой - карнизная доска, целый карниз или только фрагменты.

По берегам Волги крестьянская архитектура и декоративное искусство совершенно особенные: в мотивах резьбы очень много мифических персонажей - львы, русалки, птица-сирин. Причем все эти образы очень разнообразны, и каждый имеет свой характер. И хотя эти образы в изобилии стали появляться с середины 19-го века, неизвестно - были ли они веками раньше и из каких источников пришли. На юге нижегородской губернии резьба уже совсем иная: не глухая, а пропильная ажурная: тонко выпилены все лучики солнца, дождевые символы, цветы, ветви. По сравнению с тонкой пропильной барочная резьба сохраняется дольше.

Из истории змей и русалок

Змея: пугающая красота и харизма, грация, интеллект, склонность к ревности и недоверию, гибкость и сила, и невероятная жизненная стойкость - не слишком ли все это антропоморфно? Но зато интересно, и именно с человеческих позиций. И забавляясь гороскопами и чудесными, сказочными и фантастическими "покровителями" из круга двенадцати животных - можно вдруг встретить вполне практичные идеи оформления праздничного дома, организовать прием гостей или семейную встречу Нового Года более необычно и интересно.

Змея - тотем китайского круга двенадцати, у древних славян был другой круг - из шестнадцати животных. Ведические астрологи поясняют, что уходящий 2024-ый год был годом Сохатого; наступающий же 2025-ый будет годом Шершня (в некоторых источниках - годом Рыси, согласно еще более древнему зороастрийскому календарю). Но придет этот год, опять же по ведическому календарю, не в середине зимы, как мы привыкли праздновать (дата 1 января совершенно непонятна - и не солнцеворот, и даже не середина зимы), а в день летнего солнцестояния, когда и начнется новый круг Лета - лет, летоисчисления.

Наособицу в образах резных узоров стоят русалки - полурыбы, полуженщины, а некоторые явно и точно похожи на змей. Причем многохвостых и с довольно красивыми чертами вполне человеческого лица. Хвосты особенно любопытны: встречаются змеевидные и перекрученные, но много в резных образах и русалок с раздвоенным рыбьим хвостом. По мнению ученых, название "русалка" к славянскому язычеству не относится - это слово чистейшее заимствование из античности (Розы, русалии).

Славяне в 6-8 веках поклонялись водяным божествам в женском облике - Берегиням. В корне слова - не "берег" реки или озера, обиталища русалок, а "беречь", оберег, сбережение. (Похожая семантическая история, подобно Андерсеновской "Русалочке", на самом деле название его сказки с датского точнее было бы перевести как "Морская дамочка", Den Lille Havfrue; да и персонаж сказки, если читать внимательно - совершенно ничем не походит на русалку). Русалка же - отображение нечистой силы. Впрочем, за века, прошедшие после язычества и крещения Руси, образы божеств и мифологических сущностей так сплелись, что разобраться невероятно сложно. Что совершенно не мешает любоваться удивительными резными украшениями изб Поволжья и сохранившимися в музеях свидетельствами древнего декоративного промысла.

" Еще ближе к народным берегиням рисунок на костяной пластинке, также недавно найденной в земле Новгорода. Это плоский прорезной рельеф, относящийся к X—XIII векам, на котором изображено фантастическое существо с женским ликом, телом льва, орлиными крыльями и драконьим хвостом. Перед нами явное смешение образов античного и русского народного искусства. Греческий сфинкс, в манере рисунка похожий на рисунки нов городских рукописей, приобрел черты любимой в народе русалкн-берегини. Фигура превосходно вписана в овал, ее силуэт образует красивый узор. Перед нами подлинный прототип берегинь Поволжья ..." (Б. А. Рыбаков. Искусство древних славян. «Истории русского искусства», т. I. Изд-во АН СССР, 1953)

А чем или кем действительно является тотемная Змея из восточного календаря, и может ли она быть как-то связана с образами русалок на домовой резьбе - вопрос тоже интересный. И предновогодье - самое время, чтобы подойти к этому вопросу со сказочно-конспирологических позиций. Так или иначе, без фантастики никак не обойтись, поскольку научной информации слишком мало, почти что нет. И верить или нет разным древним писаниям и ведическим предсказаниям, каждый решает сам, в том числе и под Новый Год.

А зачем все это, если разговор идет о домовой резьбе? Возможно, теряя интерес к трендовым концепциям искусства, коттеджному и техно-стилю, минимализму и хай теку, многие хозяева частных домов предпочтут в итоге индивидуальный подход к украшению своего дома. И народное искусство - настоящая сокровищница, в которой можно не только брать потрясающие идеи, но и делать открытия.

Что касается художественной резьбы по дереву, то сегодня она живо интересует не только художников, но и декораторов. А учитывая возможности современных технологий (взять хотя бы лазерный инструмент), вполне вероятно, что домовую резьбу ждет самое настоящее возрождение.

Дома и коттеджи|13 января 2025 в 06:47| Домовая резьба, Из истории домовой резьбы
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь