Витражи в интерьере современной квартиры. Витражи своими руками

Настоящие витражные техники достаточно сложны и без специального оборудования неосуществимы. Но для энтузиастов ничего невыполнимого нет. Даже техника Тиффани сейчас подвластна домашним умельцам. А еще более простые методики – английская пленочная техника и контурная роспись – заслужили любовь и уважение и взрослых, и детей за простоту выполнения, удовольствие от процесса и прекрасные практические результаты.

Техника росписи по стеклу в кратком изложении

  1. Подбирают рисунок или выполняют его своими руками. Возможно пользоваться и принтерными распечатками. Варианта два – или подбирать (укрупнять, уменьшать) размер рисунка под размер стекла, или наоборот – при возможности выбора стекла любого необходимого размера. В любом случае рисунок должен быть четким и максимально детализированным, даже для абстрактного стиля с цветовыми переходами, волнами и «нелинейной» графикой. Прорисовка границ и форм должна быть различимой и полностью понятной.
  2. Рисунок накрывают стеклом. Рабочее место должно быть ровным и удобным, стекло следует обезжирить по всей лицевой поверхности, для этой цели подходят аммиачные и спиртовые растворы. Кроме того, поверхность должна быть совершенно сухой. Для быстрой просушки можно применить обычный фен.
  3. Важный этап – обрисовка контуров картины. Шаблоном служит рисунок, расположенный под стеклом, а цвета контуров обычно выбирают темные. Черный цвет подчеркнет и крупные и мелкие детали, придаст рисунку четкость и объем. Краски применяют специальные – витражные акриловые краски по стеклу абсолютно безвредны, не имеют запаха и удобны в использовании. Пока акриловая или акрилатная краска полностью не высохла, ее можно разбавлять водой, и также легко смывать. После полной просушки наступает фиксация, и смыть краску уже не получится. Контурный рисунок на стекле нужно просушить полностью, чтобы исключить возможность случайно размазать линии при дальнейших операциях.
  4. После просушки контуров приступают к самому интересному и творческому этапу, который так обожают дети – раскрашиванию. Цвета подбирают согласно выбранной палитре, сочетая тональные с контрастными по правилам цветосочетаний. Грамотный подбор оттенков – гарантия художественной выразительности готовой работы. Также требуется предельная аккуратность в процессе тонировки. Пользуются тонкими и веерными кистями для мелких фрагментов, и более крупными «маховыми» кисточками для деталей покрупнее. Контуры, нанесенные витражной темной краской, не позволяют растекаться цветным элементам рисунка.
  5. Все оттенки для росписи подбирают с позиций яркости и чистоты цвета при условии соблюдения законов гармонии. Рисунок становится более живописным, если в него включены контрастные цвета. Но самый темный и самый светлый оттенок следует наносить в последнюю очередь, после полной просушки базового фона. Нельзя допускать «грязи», которая неизбежна при смешивании контрастных цветов, и лучше не спешить.

По готовности расписной витраж выглядит не просто эстетично, а вполне художественно и декоративно. Поскольку и стиль, и рисунок выбраны согласно с декорируемым интерьером, витраж послужит как дополнение к оформлению комнаты, а возможно, станет ее главным украшением. Вставленные в рамы расписные витражи украшают ниши, дверные полотна и дверцы мебельных шкафов.

Английский пленочный витраж

Для работы в пленочной технике понадобится витражная пленка и свинцовые ленты. Все это несложно приобрести в специализированных отделах или магазинах для рукоделия. Рисунки выбирают, как правило, с графической стилизацией, предпочтительна линейная геометрия. Проще всего удаются витражи в стилях, близких к модерну и ар деко, но при желании возможна художественная имитация многих витражных стилей.

Подбор рисунков для английского пленочного витража отличается от рисунков для росписи по стеклу шириной контурный линий. Это важно, поскольку все контуры будут окаймляться свинцовой лентой. Минимальная ширина контурных линий 4 мм. При соблюдении этого правила все фрагменты, даже очень тонкие и мелкие, получатся графически точными, а рисунок выразительным и объемным. Для первого опыта обычно берут рисунок попроще, не слишком «криволинейный» и насыщенный мелкими деталями. Еще одно условие – все контуры должны быть замкнуты и все линии совпадать близко к идеалу, от этого будет зависеть конечная эстетика работы.

Как и в предыдущем варианте, контурный рисунок и стеклянная основа подбираются по размеру, картинка подкладывается под стекло, которое обезжиривается и просушивается. Необходимо точно зафиксировать рисунок относительно стекла, чтобы не получилось сдвигов и перекоса в процессе работы. Зафиксировать стекло и «холст» можно любым удобным способом, зажимами или с применением полосок скотча.

Потребуются некоторые специфические инструменты - валики, ракли, узкий нож, ножницы и линейки. Предпочтительна нижняя подсветка рабочей зоны. Материалы – самоклеящиеся витражные пленки нужных оттенков и свинцовые ленты одного оттенка, подходящие к основному тону. После фиксации стеклянной основы на картине его еще раз обезжиривают, поскольку подготовка поверхности очень важна, а затем протирают насухо, используя микрофибру, чтобы на лицевой стороне стекла не оставались волокна.

Затем приступают к основному процессу – оклеиванию витражной пленкой. Для работы следует применять качественные пленки от проверенных фирм, устойчивые к УФ-лучам. В этом случае витраж можно будет устанавливать и на солнечных сторонах. При ярком освещении витражи играют цветами и выглядят эффектнее. Дешевые витражные пленки могут слишком быстро обесцветиться под солнцем. Вырезают детали из пленки по заданным размерам, как можно точнее, а если точности достигнуть не удалось, то подгоняют фрагменты уже по месту. Чтобы не рисковать, до получения навыка в работе и хорошего глазомера пленочные фрагменты стоит отрезать с излишком пленки и затем корректировать по контурам, приложив и приклеив фрагмент на стекло. Перед приклеиванием пленки основание еще раз обезжиривают и просушивают салфетками из микрофибры.

Приклеивают фрагменты сначала одним краем, закрепив его к стеклу. Подложку снимают от наклеенного участка. Натягивая противоположный край пленочного фрагмента, совмещают его с рисунком и как можно быстрее прижимают к стеклянному основанию, используя ракель. Работать следует в чистом помещении, пыли должно быть как можно меньше, поскольку пыль – враг пленочного витража, малейшее ее количество способно испортить аккуратность и красоту работы. Клей, нанесенный на тыльную сторону пленки, может схватиться очень быстро, и поправлять пленку тоже следует быстро. Излишек пленки срезают по рисунку узким лезвием.

При наклеивании важно оставлять припуск пленки на толстую линию контурной разметки – до 2 мм с каждой стороны. Удаляют лишь те излишки пленки, которые выходят за эту границу. Припуски нужны для последующего обрамления свинцовыми лентами, которые завершают работу. Пылинки, случайно попавшие под пленочный фрагмент, можно попытаться убрать острием ножика, приподняв пленку. При этом клеевой слой повреждать нельзя, иначе следы «вмешательства» в виде пятен будут заметны в готовом витраже, без возможности коррекции.

Прямолинейные фрагменты закрепляются проще, и начинают именно с них, а затем переходят к криволинейным участкам рисунка со сложной конфигурацией. Разноцветные зоны контакта оформляются дольше, и для экономии пленки каждый фрагмент вырезают отдельно. Если экономить нет необходимости, то работу можно форсировать, наклеивая пленку с припуском и удаляя ее излишки лезвием. Важно не допускать нахлестов пленки от соседних фрагментов, поскольку пленка при нагревании от теплого воздуха и солнечных лучей даст линейное расширение. Зазоры в зоне контакта фрагментов необходимы, это предотвратит возможные тепловые деформации и последующие отслоения пленок от стеклянной основы. Минимум зазора между пленками соседних фрагментов – 1,5 мм.

После того, как весь рисунок обклеен витражной пленкой, приступают к обрамлению. Свинцовая лента может быть самых разных металлических оттенков – бронзы, серебра и меди, старого и античного золота, а также иметь как глянцевый блеск, так и матовую поверхность. Отличный материал для работы, пластичный и легкий, состоящий практически полностью из мягкого свинца, лента способна принять любые заданные лекальные конфигурации и фиксировать их на стеклянных поверхностях. Адгезия к стеклу отличная, и работа с этим материалом способна доставить удовольствие. Обрамляют лентами все фрагменты поочередно, стыкуя ленты с перекрытием по длине и прикатывая их валиком. На прямых участках ленты выравнивают по линейке до высыхания клея. Все концы лент должны перекрываться последующими отрезками, последним этапом проходят наружный контур. Обрамление свинцовой лентой напоминает головоломку, где нужно спланировать поочередное приклеивание таким способом, чтобы в итоге оставался единственный свободный конец ленты.

Завершение обрамления – это уплотнение контурных лент специальным прижимным инструментом. Плотный прижим краев лент к стеклу позволит впоследствии аккуратно мыть витраж, применяя бытовые моющие средства. Прижимают ленты одновременно с обеих сторон по стыкам, визуально это дает иллюзию кованых металлических соединений. Чем лучше прижаты и герметизированы стыки, тем дольше прослужит витраж. Протирают и моют витражи с осторожностью, не применяя силы и исключительно в направлении контурных лент, но не с поперечным усилием. Полная полимеризация клея проходит в течении нескольких часов.

Главное для английского витража – грамотный подбор оттенков пленок и «кованого» обрамления, и конечно, максимальная аккуратность в работе. Процессы выполнения витражей интересны и увлекательны для взрослых и детей, и настолько затягивают, что порой хобби перерастает в профессию.

Ремонт и отделка|30 октября 2017 в 07:39|
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь