Лепной декор – популярный вид художественной отделки. Барельефы на стенах и потолках, розетки, бордюрные украшения на стенах – только самые распространенные и знакомые декоративные применения лепнины. Простые лепные отливки из гипса можно выполнить своими руками, более сложный декор возможен из готовых изделий. Полиуретановые лепные отделки европейских фирм отличаются по стилям, брендам, размерам и оттенкам, и конечно же, по стоимости. Известные бренды лепных декоративных украшений – это дорогостоящий и в высшей степени презентабельный декор. Приобретать фирменную, качественную полиуретановую лепнину намного выгодней, и не только из-за практически неограниченного срока службы лепных отделок. Лепной декор известных фирм стыкуется без малейшего зазора и выглядит как цельное украшение, стыки совершенно незаметны. Деформации при температурно-влажностных колебаний и соответственно трещины невозможны, декор всегда эстетичен. Монтаж легких и эластичных деталей несложен: применяют специальные клеевые составы для лепнины (возможен аналог клея «жидкие гвозди»).
Лепнина на стенах
Разделять лепнину для стен, потолков и их фрагментов можно, конечно же, чисто условно. Пространство интерьера гармонично – декор потолка и стен единое целое. А варианты единства различны – это может быть акцент на одну стену в виде роскошного барельефа, и потолок при этом делают идеально гладким. Не менее популярен вариант цельного декора, где рельефные украшения стен «плавно» отражаются в легком лепном декоре потолков. Для декора стен применяется и искусственная, и гипсовая лепнина. Искусственные элементы условно разделяют:
- Колонна (полуколонна);
- Ниша;
- Кронштейн;
- Отдельно выполненный узор или орнамент;
- Угловой элемент;
- Молдинг (плинтус, бордюр) простой или с рельефом.
Полиуретановая лепнина более известна, чем сравнительно новый вид декора – дюрополимеры. Визуально эти виды лепных украшений различить сложно, но монтаж и эксплуатация проявляют различия: дюрополимеры более стойки, и совершенно не дают усадок.
Вне зависимости от материала и вида лепнины поверхности под декор подготавливают по стандартной схеме. Основание должно быть ровным – практически идеально, очищенным, огрунтованным составами глубокого проникновения, прошпаклеванным. Гипсовые отделки начинают с эскиза и предварительных разметок непосредственно на стенах и потолках. Рисунки наносят карандашами, размеры и направление корректируют с помощью строительного уровня и рулетки. Затем полученные значения переносят на детали модингов, и после замера выполняют угловые срезы для соединений.
Резка и отпиливание молдингов выполняется лобзиком, при этом сложностей с полиуретановыми заготовками нет, но дюрополимеры могут дать заусенцы. Кроме того, и исходная деталь из дюрополимера может иметь неровные срезы – это единственный недостаток этого материала, превосходящего полиуретан по параметрам прочности и сроку службы. Иногда опытные мастера удаляют заусенцы с помощью растворителя (Р-650), и этим же средством обезжиривают внутренние стороны деталей, с осторожностью – чтобы не испортить лицевые поверхности. Но в инструкциях производителей содержится лишь рекомендация очищать и обеспыливать крепежные поверхности лепных изделий.
После очистки и обезжиривания внутренних поверхностей лепных элементов на них наносят клеевой состав – при этом участок контакта молдинга со стеной должен иметь ровное и равномерное монтажное покрытие. Используют кисточки и шпатели. Промазанную лепнину прикладывают к стене и прижимают, чтобы контакт был плотным. Весь излишек клея удаляется с помощью плоского шпателя. Все стены под лепнину должны быть совершенно сухими, иначе возможны отслоения элементов – иногда не сразу, а в процессе эксплуатации. Клей нужен только специальный. Наносят клей для стыковки лепного элемента избыточно, с гарантией, а лишний клей выдавливается лепной деталью и убирается. При этом прижимают и придавливают изделие и к основанию, и по стыкам, иногда применяют мебельный степлер – для особо габаритных декоров.
Один из сложных и очень ответственных процессов – это удаление лишнего клея после его полной просушки, не менее 24 часов. Работают остро отточенными ножами, очень внимательно и осторожно, чтобы не повредить декор.
Гипсовые элементы лепнины шпаклюют в стыках, примыканиях и соединениях – и к основанию, и между деталями. Затем гипсовые элементы шлифуют, применяя мелкозернистую наждачную бумагу. Этот процесс завершает работы, но возможен и дополнительный декор – окрашивание. Краски для лепнины не должны содержать растворителей. Современные акриловые и латексные водорастворимые краски подходят по всем требованиям, и для гипса, и для искусственного лепного декора. Иногда гипс оставляют в первозданной чистоте, но при этом особое внимание уделяют тонкой шлифовке. Если решено выполнить окраску лепнины, начинают всегда с мест стыковки и линий крепежа.
Молдинги на стенах
Молдинги уместны не только в классическом декоре, но и для потолка, подкоректированного подвесной системой. Молдинг можно назвать «потомком» старинной лепнины, и для неоклассического интерьера молдинги просто незаменимы. Молдинг может быть самостоятельным украшением стен и потолков, выступать в роли бордюра и плинтуса на стыке стены и потолка, обрамлять шпалеры из обоев, панно любых размеров и стилей, картины и зеркала, осветительные приборы. Декор из молдингов может быть с высоким рельефом, и гладкий, незаметный, изящный – но в любом случае при декоративном обрамлении молдинг не должен тянуть внимание на себя.
Потолки с молдингами становятся более утонченными. Самое приятное, что выполнить декор потолка легким полиуретановым молдингом может и начинающий мастер. Нужна точная разметка и специальные клеевые составы для полимеров, а также аккуратность в крепеже элементов по составленному эскизу. Плюсы полиуретанового молдинга и дюрополимеров уже оценены: легкость, эластичность и безусадочность, практичность и долговечность. Ни перепады температур и влажности, ни чистка и влажная уборка не страшны искусственным молдингам. А возможностей для декора – сотни и тысячи вариантов: линейная геометрия простых фигур или сочетание линий и цветочных узоров.
Одинарный или двойной молдинг дает возможность формировать объемный узор или орнамент, при этом совершенно не съедая и не утяжеляя пространство. Квадрат и ромб, зигзаг, меандровые лабиринты любой сложности – это не только стационарная эстетика рельефа, но и живое изменение комнаты. Легкие тени на светлом фоне играют каждый час дня при естественном свете, и по-особенному эффектны при искусственном вечернем освещении. И стены, и потолки с декором из молдингов, даже гладких и нерельефных – приобретают новую эстетику и интерес. Молдинг можно выбрать одинарный или двойной, с различной высотой и рельефом: рисунок, желобки и линии, легкий узор. Но особый эффект дает совершенно гладкий молдинг с малым рельефом – исключительное по красоте и живости дополнение к строгому минималистскому интерьеру.
Особенно интересны варианты лепного декора потолков и стен в современных цветовых стилизациях. Абрисы цветов, листьев и бутонов упрощены до примитива, и потеряв узнаваемую броскость очертаний, приобретают легкость и прозрачность. И тем не менее, формы и линии рождают ассоциации летних цветов, знакомого буйства природы. Для невысокой комнаты такой декор уместен и уникален. Узор можно выполнить из гнутого полиуретанового элемента. По желанию – узоры окрашивают с легким контрастом к фону, особенно если высота потолка позволяет такие акценты. Если комната невысокая, то оттенок лепнины и фона предпочитают светлый и единый.
Современные лепные элементы из полиуретана и дюрополимеров легкие и технологичные: несложный быстрый монтаж, преимущества прочности и долговечности, простая очистка и возможность влажной уборки. Стилизация классической флоры – одна из интересных альтернатив классическому орнаментальному декору, густому и силуэтному. Причем уместна новая лепнина в любых интерьерах, а в сложности и изяществе не уступит и старинным музейным гирляндам, розеткам и медальонам. Что касается гипса, то для изготовления ручной лепнины этот материал остается востребованным – современные интерьеры это доказывают.