Цвета, видимые человеком

Цвета, видимые человеком - тема для многотомных диссертаций, для исследований анатомов и биологов, химиков и физиков; два человека видят цвет - но где шкала и формула, по которым мы можем определить разницу в этих двух восприятиях? Несмотря на массив научной информации, в котором можно утонуть, точных ответов так и нет, и единственное объяснение (или констатация) - это: "на вкус и цвет товарищей нет".

Разочаровываясь в купленном в онлайн-магазине домашнем текстиле (на фото был такой приятный оттенок, а пришел мрачный как неделя перед зарплатой), или слушая дифирамбы маркетолога о цвете машины, поневоле задумываешься - куда же завела людей эволюция... а может, все проще: пресловутый оптический метамеризм - умная отмазка недобросовестных продавцов? Может и так. Но люди действительно видят цвета по-разному.

Почему люди видят разные цвета?

Почему люди видят разные цвета: потому, что сетчатка, как и любой человеческий орган, имеет черты индивидуальности, это хорошо известно врачам. (К слову, кошки видят мир в серых цветах, да и наверняка цветовое восприятие всех представителей биосферы нашей планеты очень разное). Видимый нами цвет меняется и в зависимости от освещения - под люминесцентным светом все видится более холодным и ярким, в мягком желтом свете ламп накаливания обстановка приобретает теплоту и мягкость; самый приятный и роскошный цвет рождается при освещении живым огнем - у камина, очага, в свете свечей - это древнейший архетип человека. Не менее интересен и обратный вопрос - почему разные цвета можно увидеть совершенно одинаковыми.

Метамерия

Метамерия - сложное слово, собранное из греческого "мета" и "мерос" - доля, сегмент, разделение на похожие фрагменты-метамеры. В биологии метамерия (метамеризм) характеризует тип строения тела животных - двустороннюю симметрию, скрытое и явное сходство, а также последовательное расположение органов, клеток и т.д., в химии понятие метамерии тоже крайне полезно, но мы ведь начали разговор о цветах...

Если уж по-научному, то такого понятия как цвет - нет, есть только свет в диапазоне спектра, из которого мы в состоянии уловить лишь малый сегмент. То, что нам кажется цветом - этот отраженный свет с определенной длиной волны. В темноте все цвета становятся черными, в сумерках - красный неотличим от синего. Порой оптика обеспечивает нам сюрпризы, которых вовсе не хочется - цвета обоев выглядят дома совсем не так, как на стенде магазина, а к пальто совершенно невозможно подобрать шарф - как только выйдешь на улицу, и оттенок меняется, причем не в лучшую сторону. Купив дорогущую краску для ремонта и ожидая увидеть элегантный бежевый цвет при вскрытии банки - вполне можно увидеть грязно-желтый или розоватый. Метамерией сегодня стало чуть ли не модно объяснять странности цветовых восприятий и вкусов.

Цветовые температуры, спектральный анализ, индивидуальность наших палочек и колбочек - все это понятно, и временами даже интересно, но как подобрать нужные материалы для ремонта?

Цвета, меняющие оттенок при смене освещения

Зная о метаморфозах цвета днем и вечером, под люстрой и при свете солнца из окна, довольно просто угадать нужный оттенок. Окружающие нас цвета - не только природные, мы все более погружаемся в мир цифровых оттенков. Самые непредсказуемые цвета, созданные технологами, и способные меняться:

  • Беж - уникально изменчив, на солнце выглядит светлее и прохладнее, вечером может показать желтый, серый, розовый подтон.
  • Зеленовато-серый ("селадоновый", один из оттенков китайского фарфора) - темнеет в искусственном освещении и теряет чистый зеленый оттенок.
  • Жемчужные, серо-голубые, дымчатые и холодный голубой цвет становятся темнее, преобладает серый тон.
  • Розово-лиловые (мальва, сирень) вечером могут показаться мрачными, теряют теплоту розового тона, сильнее становится фиолетовый оттенок.
  • Цвет кротового меха - тауп, днем светлее и кажется теплым, вечером - таинственный и прохладный.

Метамерия цветового восприятия человека обуславливает и такие явления, как разное восприятие синего, зеленого и их микса - бирюзового цвета, вот уж точно - на вкус и цвет товарищей нет, кто-то видит синий цвет и уверен в этом, а кто-то -зеленый, и тоже не сомневается в своей правоте. Но это никакой не дальтонизм. Просто глаз человека имеет индивидуальное сочетание рецепторов, отличается и их количество по центру поля зрения и на периферии. С возрастом хрусталик теряет прозрачность, это может быть проявлено очень сильно или почти незаметно.

Подбор цветов для интерьера

Науки на стыке оптики и физиологии - тема сложная, но к счастью, многие вещи мы понимаем интуитивно и очень точно. И совершенно не вдаваясь в графики и формулы, можем подбирать оттенки для своего дома. Старая техника выкраски никогда не подводит: берем лист картона, обязательно одного материала, а не из разных коробок (фактура основания очень сильно влияет на отражение световых волн и соответственно на видимый цвет); наносим краску не менее чем 30*30 см, и постепенно добавляя колер, добиваемся максимально приятного оттенка. После просушки образцов уточняем - темнеет или светлеет, и как выглядит при разном освещении: у окна днем, при освещении светом разной температуры вечером. Подбираем цветовые сочетания.

В течение дня оттенок отделки, обоев, краски будет меняться, вернее, мы будем видеть эти цвета по-разному. Чтобы оценить цвет, на него нужно посмотреть при разной погоде и времени дня, и говорят, что на восприятие цвета очень сильно влияет настроение - когда мы счастливы, то видим мир в розовом цвете, а психологический негатив внутри вызывает своеобразный эффект - "в глазах потемнело". Есть и еще одно интересное мнение - о "первом взгляде": когда выбираешь оттенок, нужно периодически давать глазам отдыхать, иначе разница теряется. Часто именно первый взгляд на оттенок самый точный. И возможно, самый точный тест и критерий выбора - это собственное видение и личный вкус, как бы банально это ни звучало.

Цвета и оттенки окружения - природы или домашнего интерьера - оказывают на нас очень мощное влияние, могут поспособствовать здоровью и работоспособности, приливу идей, совершенствованию понятий о себе и о мире. Могут и наоборот - усилить негативные стороны нашей натуры. В любом случае, понимать и использовать во благо цветовое богатство вселенной - правильно, иначе зачем бы эволюция снабдила нас невероятно сложным зрением, да еще и прибавила к нему фактор вариабельности - тот самый: "на вкус и цвет товарищей нет"?

Ремонт и отделка|18 марта 2024 в 06:54| Как человек видит цвета, Подбор цветов для интерьера
Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь