Хохломская роспись

Хохломская роспись узнается моментально по яркости золотисто-красного орнамента, особому блеску, полноте и округлости рисованных цветов и листьев. Узнают хохломскую роспись даже те, кто никогда особенно не интересовался народными промыслами и историей искусств. Хохлома - старинное село на Волге, в Нижегородской губернии, левый берег широкой русской реки, и по сведениям историков, именно здесь в 17-ом веке на рынке появилась новая мебель и посуда. Необычная роспись - невероятно яркая, но при этом сдержанная и точная. В орнаменте очень ограниченный ряд цветов - красный, золотой, зеленый, охра, а фон - очень глубокий и темный, контур - из ягодных гроздей и лиственных орнаментов.

Хохломская роспись в интерьере

Хохломская роспись в интерьере - часто это лишь посуда, настолько яркая и броская, что в одиночку может создать образ русского уюта. Червленый глянец и сочные глубокие оттенки предметов быта в стиле хохломы - не только для эстетического наслаждения, ведь какой смысл в посуде, которой нельзя пользоваться? Поделки из дерева и нестойких красок одно время были, и кустарные мастерские в эпоху возвращения народных промыслов сыграли свою незавидную роль. "Этими ложками есть нельзя - они для души", - это смешно и грустно.

Действительно, и сейчас можно приобрести ширпотреб, способный украсить разве что дачу - облезающие от горячей воды подносики, деревянные ложки, с которых смывается краска, или самоварчик, внутрь которого намертво влипает осадок. Но современные, настоящие изделия в духе хохломы, как и при рождении промысла, создаются для долгой жизни в доме, для семьи, для использования в быту. Расписные тарелки, разделочные доски и скалки, солонки-перечницы, ложки и сахарницы - могут быть украшением, но современные технологии позволяют создавать прочную долговечную отделку, не хуже чем в старину. Конечно, настоящая вещь дороже. Но и ложка, которая пылится на полочке, вместо того чтобы радовать на столе - вряд ли правильное прочтение традиции.

Столешница и мебель с хохломским узором займет достойное место в кухне русского стиля. Буфет с расписными дверцами идеально вписывается в утонченную русскую стилистику, одной из идей которой является уникальность, невозможность повторения и унификации.

Обои, текстиль, панно, картины в духе хохломы - неотъемлемая часть самобытного оформления в русском стиле. Интересна фрактальность образов: даже миниатюрное украшение в комнате, часы, рамка зеркала или уникальные расписанные шахматы на столике в гостиной - по силе эмоционального воздействия очень мало отличаются от интерьера, где роспись представлена объемно (скатерти, шторы, отделка потолка и др.

Что до рукоделий и украшения кухни или спальни - то идеи, элементы и символы хохломы невероятно привлекательны. Сделать кухню неповторимой легко - достаточно украсить ее хохломой, неважно - в виде скатерти или пары небольших прихваток. Полотенца или расписные табуреты, а может быть - стилизованная, но ярко узнаваемая роспись стен, близкая к монохрому, но при этом сочная и яркая - вариантов интерьерного дизайна множество.

Элементы хохломской росписи

История хохломской росписи включает и доказанные факты, и легенды. И конечно, в истоках - иконопись, возможно и сильное влияние идей раскольников-староверов. По ряду версий, хохомской невероятный цветоряд, его образность и силу породили знания старинных мастеров (Андрей Лоскут и его близкие). По силе воздействия красок и линий росписи, отражающей цельную идею мира - хохлома не имеет равных. Есть у историков и сведения о том, что новая, впервые появившаяся в 17-ом веке раскольничья техника росписи была совершенно уникальной и ранее нигде и никем не применялась.

Сегодня сложно воспринимать временную шкалу искусства, ведь мы живем в ускоряющемся мире. Дать представление о мощи влияния такого, казалось бы, примитивного явления, как роспись, может тот факт, что русская хохломская роспись в быту и одежде была известна и популярна более трехсот лет - от середины 17-го века до 20-го, до заката царской эпохи. Какой из модных современных стилей способен сравниться по живучести с хохломой и гжелью? Все, что мы видим в своих интерьерах, в магазинах и в порядком надоевшей вещевой рекламе - короткоживущие явления, однодневки. Заката народных промыслов не произошло, хотя на время они ушли в тень, но отнюдь не умерли, и вскоре, уже в эпоху СССР, вернулись, а сегодня составляют пусть малую, но неотъемлемую часть культуры.

В идее хохломы - любовь к родной природе, к простому и чистому быту, к красоте и скромности, к творческому пониманию труда. Мотивы хохломской росписи незамысловаты, базовые элементы просты, но при этом каждое изделие - уникально, и в этом заключается одна из тайн. ИИ на такое не способен.

Травы, цветы, ягоды и плоды, птицы и листья на золотом фоне - один из видов росписи. Мастера считают, что хохломская роспись едина, хотя и предстает в нескольких, возможно - зеркальных, обликах: с так называемой "верхней" живописью - солнечно-золотом фоне, расписанном красными, черными и зелеными растительными орнаментами; и фоновым письмом - по черному или темно-красному фону идут золотые узоры, дополняемые мелким, но при этом тщательно прорисованным, а порой сказочно причудливым орнаментом.

Хохлома в современном интерьере

Возврат в тренд традиции, долгое время считавшейся архаизмом, сам по себе невероятен. Но в то же время и обычен, ведь что есть мода - невероятный каприз социума, сплетение таких полярных вещей, как чувство и грубая выгода; и конечно, старинные промыслы возвращаются в современный быт, одежду, интерьеры - переделанными и переосмысленными, и самым главным чудом является сохранение их самобытности.

Стремление к минимализму и эко-тенденции предполагают линейную геометрию, монохром, четкую и простую, а зачастую совершенно стерильную образность, и как же со всей этой модной "линией партии" оказались связаны броские орнаменты и живые сочные цвета хохломы, гжели, городецкой росписи?

Бесспорно, старинные орнаменты в современном интерьере стали другими - более точными, простыми, унифицированными. Светло-голубая гжель на обоях и посуде - это свежий и спокойный интерьер, а яркая, но в то же время сдержанная и фрактальная хохлома - уют, согревающее тепло, атмосфера защищенности от внешнего мира, надежность времени, преемственность. Архетип ручного труда и ценность человеческого ресурса - душевных сил, таланта, отдачи творчеству - возможно, все это сильнее, чем поглотившая мир потребительская рутина, поддерживаемая автоматизацией и типированием.

Привести весь мир к единому знаменателю - идейка страшноватая и вполне себе ущербная, однако много лет мы наблюдаем именно это: глобализация запускает щупальца в личное время, пространство, разум человека. И уникальность личных интерьеров, выжившая несмотря ни на что страсть к личному, уникальному творчеству - в какой-то мере противостоит роботизации человека, во всяком случае - интерес к редким интерьерам, к мебели с хохломской росписью, к традиционным старинным стилям есть, поскольку явно имеется и спрос, и предложение.

Уникальность древних промыслов нашей страны обусловлена их развитием на огромной территории, где и сырье для промыслов было разным (кость и олений рог на Севере, черный мореный дуб и ягодные краски в Поволжье, редкие глины и многое другое), и географическая изолированность мест промысла, и родовая, семейная преемственность - все это поспособствовало сохранности индивидуального стиля и тематики изделий. И как бы ни пытались дизайнеры сгладить и осовременить древние орнаменты (а это приходится делать, ведь как иначе ассимилировать старинное в новое?), в каком бы виде не представала хохломская, гжельская, городецкая или вятская роспись - она всегда узнаваема и самоценна, и сохраняет что-то главное, вечное и изначальное под кажущейся примитивностью образов.

Оставить комментарий
Guest
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь